Исламские новости

Социальное предпринимательство как панацея от вымирания татарских сел 9 Июня 2014

Социальное предпринимательство как панацея от вымирания татарских сел









Вместо того, чтобы останавливать коня на скаку и входить в горящую избу, 26-летняя девушка решила возродить полузаброшенную татарскую деревню.

В последнее время в России начал набирать обороты такой популярный на Западе вид деятельности, как социальное предпринимательство. Если одни открывают парикмахерскую для глухонемых, создавая им же рабочие места, то молодой дизайнер, предприниматель из Екатеринбурга Гузель Санжапова, открыв производство в родной деревне своей бабушки, создала рабочие места для ее жителей.

Сегодня Гузель живет в Москве, создатель успешного бренда галстуков-бабочек CoccoBello тем не менее взялась за сложнейший процесс возрождения и сохранения татарской деревни.

Гузель Санжапова.jpg

«У моего папы Равиля есть пасека в деревне Малый Турыш на Урале в 200 км от Екатеринбурга. Деревня умирает – осталось всего двадцать домов. Раньше это был большой колхоз, теперь – одни руины. Школа, в которой училась моя бабушка, стоит с проваленной крышей. Таких маленьких деревень вокруг очень много, а работы нет вообще. Сейчас там живут 50 человек, это 20 домов, там родилась моя бабушка. Часть жителей – мои дальние родственники.

Пасекой раньше занимался мой дедушка. Папа, геолог по образованию и бизнесмен с маленьким магазинчиком, никогда не планировал продолжать семейное дело. Но так сложилось. Был момент, когда он почти отчаялся. 69 пчелиных семей, тяжелейшая работа. Даже хотел пчел выпустить. Но это как взять и забить корову – совсем не легко. Чтобы помочь отцу, мы с друзьями купили маленький трактор. В прошлом году я наконец за него расплатилась.

Но появилась новая проблема. Дедушка работал по стандартной схеме: откачиваешь мед, продаешь по знакомым и на это живешь всю зиму. Сейчас хозяйство выросло – две тонны меда по знакомым уже не раскидаешь. У фермеров, которые держат коров, растят зерно, та же проблема – найти покупателя», – рассказывает Гузель.

jazn1tBCwv.jpg

Все пчеловоды продают один и тот же продукт – мёд. Борясь с однородностью, производители стремятся придать своему мёду уникальные свойства. Создатель успешного бренда галстуков-бабочек CoccoBello Гузель Санжапова сделала ребрендинг продукции с пасеки своего отца Равиля, превратив его бизнес в социально-активный проект и тем самым увеличив конкурентное преимущество маленькой фермы.

«Мы придумали делать из нашего меда крем-мед с ягодками – очень популярный в Европе. Технология простая. Берем обычный мед, взбиваем на специальной установке больше суток – он превращается в крем. Потом добавляем ягодки, которые местные бабушки собрали, а мы высушили. Никаких ароматизаторов, все натуральное. До недавнего времени мы сушили ягоды на солнце, но чем больше бабушек хочет участвовать, тем нам труднее справляться. Отказать бабушкам трудно, а лишняя ягода киснет.

бал3.jpg

Наша пасека – единственное хозяйство, которое дает работу умирающей деревне. Мы начали выпускать пять сортов крем-мёда с теми ягодами, которые собирают бабушки в округе, сейчас уже восемь – это земляника, черника, клюква, брусника, вишня, лимон, фундук и облепиха. Однажды мы столкнулись с тем, что ягод слишком много. Мы варили из них варенье и сушили, но они всё равно не кончались и кисли. При этом отказать бабушкам в возможности заработать мы не могли. Мы понимаем, что можем привлечь к работе большее количество людей, но для этого нужно докупить оборудование – сушильные шкафы для ягод (чтобы бабульки могли собирать больше ягод), а также медогонку большего объема.

Поэтому мы решили купить сушильные шкафы, еще одну мешалку и медогонку большего объема. Опубликовали проект на Boomstarter. Планировали собрать 150 тысяч рублей, но набрали 500 от пятидесяти добровольных спонсоров! На Boomstarter.ru мы создали проект сбора денег, потому что поняли: нужно расширяться. В первую очередь для того, чтобы дать работу большему количеству людей. Например, в этом сезоне у нас ягоды для мёда собирали четыре бабушки – каждая по пять литров в день. Потом стали приходить другие бабушки и говорить: «Мы тоже хотим». Мы платили 200 рублей за литр, то есть за день одна бабушка может заработать тысячу рублей. Для деревни это неимоверные деньги. Взамен те, кто помог собрать средства, могли выбрать вознаграждение – в нашем случае – или баночку крем-меда с бесплатной доставкой, или галстук-бабочку от Cocco Bello, или письмо из Свердловской области, из деревни Малый Турыш, с единственной улицы – Габдуллы Тукая, дом 13.

Медосбор на Урале – две жаркие недели в июле. Ради этих двух недель ты начинаешь работать уже в январе. Сколачиваешь рамки; кормишь пчел медом, который они собрали осенью, чистишь ульи. Все это папа делает с одним помощником. Лето – сезон земляники, осень – брусники, клюквы, облепихи. Цикл работы минимум на полгода.

Мы можем купить килограмм ягод в Москве за 170 рублей, но мы покупаем его в деревне у бабушек за 200 рублей за литр. В прошлом году три бабушки за день собирали для нас по пять литров ягод. Мы платили каждой 1 000 рублей в день. Для деревни это огромные деньги.

Большая часть населения деревни готова работать, рада работать, у них просто нет такой возможности. Когда мы поняли, что благодаря этому проекту мы сможем трудоустроить сначала хотя бы малое количество людей, мы поняли, что необходимо за это браться немедленно! Потому что если мы не начнем это сейчас, если не сохраним деревню, то через 10 лет у нас просто не будет своего продукта, нам просто будет нечего есть.

Делаем мы это с единственной целью – привлечь внимание к проблемам деревень, быть может, наш пример покажет вам, что вкладывать в сельское хозяйство не так страшно, как кажется», - делится своими идеями Гузель.

На собранные деньги Санжаповы уже купили необходимое оборудование. Мечтают, что уже скоро их мед польется рекой, а у маленькой деревни в Свердловской области появится шанс выжить.

«Глобально я задумалась об этом проекте потому, что две находящиеся рядом деревни уже вымерли. Сама лично я никакой прибыли от этого не жду. Но, конечно, я, так или иначе, вкладываю деньги в своё будущее. У нас скоро будет дочь, и мы поедем её растить в деревню. Будем стараться быть максимально близко к природе.

Для меня это гуманитарный проект, я хочу, чтобы в одной маленькой деревеньке люди стали жить лучше. Пасека моего отца – единственное хозяйство, которое дает работу умирающей деревне. Мы надеемся, что на будущий сезон сможем докупить недостающее оборудование и трудоустроить больше жителей деревни.

Мы начали сбор средств, чтобы рассказать людям, что не так страшно вкладывать деньги в деревню, что деревня не вся спилась – люди хотят работать!», - говорит автор проекта.

«Идея крем-мёда витала давно, – говорит Равиль Санжапов. – Я и раньше о нём слышал краем уха. Но делать крем-мёд именно с ягодами – это идея моей дочери. Она вложила в это намного больше: ей хотелось дать работу по максимуму людям в деревне. Прошлым летом у меня постоянно работали шесть человек, ещё несколько переменно. Двое мужиков работали на пасеке и четыре женщины собирали ягоды. Я их сам отвозил, сам привозил на машине. Потому что земляника, например, рядом с деревней не растёт. За черникой они сами ходили, это километра полтора от деревни, на болота. А за земляникой возил в хорошие места. Отвёз, потом бегом на пасеку работать, вечером за ними обратно. Потом рассыпаешь эту землянику на солнце и сушишь. Но это первый опыт, где-то блин комом, где-то лучше. Это не один год обучения, я вам сразу говорю. Такой объём знаний только практически приходит. Ну и, конечно, много читаешь. Слава богу, сейчас Интернет помогает».

tqVDR9HwBV.jpg

«Часто слышу: «Ты занимаешься делами, которыми должно заниматься государство». Чтобы что-то у нас начало меняться, надо не только ходить на выборы и раздавать газету Навального, но пытаться делать что-то реальное, продвигать какое-то свое маленькое дело. Тогда наши дети увидят лучшее будущее. Я могла уехать. Но в какой-то момент подумала: почему я должна становиться эмигрантом? У меня есть страна, в которой безумно красивая природа и люди хорошие, просто до них нужно достучаться. Есть незаполненные ниши на рынке. Если я придумаю что-то сегодня, завтра у меня все будет хорошо. Главное, делать свое дело честно».

Сегодня заказы на крем-мед Санжаповых поступают уже более чем из 40 городов России, есть торговые точки в Москве и Санкт-Петербурге. В будущем можно будет наблюдать процесс приготовления меда, а также за жизнью пасеки в режиме он-лайн.

Также в этом сезоне Санжаповы решили начать производство второго продукта – травяного чая с ягодками, который будет идеальным дополнением крем-меду. «Мы рассчитываем, что новый продукт создаст еще 2-3 рабочих места». 

embed_asset (2).png

«Еще мы решили не останавливаться на достигнутом и начать строить полноценный производственный цех, где разместятся все циклы производства – от качки меда до фасовки и упаковки. Каждый работник будет чувствовать ответственность и понимать свой вклад в общее дело, а крем-мед с ягодками выйдет на новый этап развития – стабильные объемы производства, которые позволят стать проекту независимым и полностью нести социальную ответственность.

По смете нам нужно 514 000 рублей на коробку здания (фундамент, крыша, стены, минимальная отделка), остальные расходы по проведению водоснабжения,  электричества и монтажа канализации мы покроем самостоятельно - из собранных средств первого проекта.

Конечно, для поднятия даже такой крохотной деревни нужны совсем другие суммы. Но мы готовы идти маленькими шажочками к благополучию всех жителей без исключения. В ближайшем будущем мы будем искать возможности, как сделать более приятной инфраструктуру. В деревне нет ни детской площадки, ни водопровода – за водой по старинке ходят на колодец с ведрами», - делится своими планами молодой предприниматель.

Деньги Гузель уже во второй раз собирает модным сегодня способом – через систему краудфандинга. Около года назад таким же образом она получила 150 тысяч на покупку в Германии оборудования, превращающего обычный мед в крем.

Сейчас в месяц ИП Санжапов производит около 200 кг крем-меда, с земляникой, черникой, лимоном, вишней, брусникой, клюквой, фундуком и облепихой. В сезон (это 7-10 дней) бабушки из Малого Турыша одной только земляники собирают около 200 литров, которые при сушке уменьшается в 10 раз. В итоге получается экологичный продукт с историей – то, чего так не хватает в нашем мире.

Если соберется необходимая сумма, то в деревне будет построен цех, куплены медогонка и мешалка, рассчитанные на большие объемы, появятся плантации трав для добавки к чаю. Но еще до того, как произойдут эти счастливые события, в Малом Турыше появятся первые туристы.

«Думаем, маленькую детскую площадку сделать – это не очень дорого, да и людей, которые помогут, можно найти», – отвлекаясь от бизнес-планов, рассказывает девушка. А осенью, в Малом Турыше может открыться неофициальный фельдшерский пункт. Мама Гузель, медик, сейчас работающая на скорой помощи и в неотложке на Саперов, скоро выходит на пенсию. И, скорее всего, не устоит против уговоров дочери два-три часа в день осматривать деревенских бабушек и дедушек.

Помочь проекту, можно пройдя по ссылке – https://boomstarter.ru/projects/85183/krem-med_s_yagodkami_stroim_tseh. Суммы взноса могут составлять от 50 рублей.

В проект уже вложились неравнодушные люди из Австралии, Беларуси, Казахстана, Украины, Норвегии и многих городов России.

Назвать эту помощь безвозмездной не поворачивается язык. Т.к. за вклад в это благородное дело от 450 до 500 рублей спонсор получит в благодарность баночку меда с бесплатной доставкой. За вклад в 1000 рублей, инвестор получит две баночки меда, за 1500 рублей – три банки меда, 3000 – шесть банок и т.д. За 7000 рублей можно будет стать первыми туристами за всю историю Малого Турыша. С принимающей стороны – трансферы (аэропорт Екатеринбурга или вокзал в Красноуфимске), питание, проживание с видом на пасеку в отдельном домике, а также деревенская экскурсионная программа. Гостям также предоставится возможность лично наблюдать за процессом производства меда. Ну и самый благородный вклад – это 50000 рублей. На эти деньги в деревне будет построена детская площадка, как для малышей, так и для подростков. Детская площадка будет с именной табличкой спонсора. Кроме этого, благотворитель получит годовой запас крем-меда с ягодками, а это 30 баночек по 390 гр.

На сегодняшний день уже собрано 360 тысяч рублей из необходимых 500. Однако, до конца акции осталось всего 17 дней. Более того, если необходимая сумма не наберется к указанному сроку – 27 июня – то все уже собранные средства придется вернуть спонсорам.

Гульназ БАДРЕТДИН

Исламский портал


Возврат к списку