Исламские новости

Альбина Ризванова: Мы легко можем привносить в различные интерьеры татарские мотивы 17 Декабря 2014

Альбина Ризванова: Мы легко можем привносить в различные интерьеры татарские мотивы











Когда времена меняются, меняются и быт, и стиль украшения домов. Сейчас люди много путешествуют и пытаются воссоздать увиденное у себя дома. Применяет ли современный человек татарские национальные узоры в украшении своего дома? Дизайнер Альбина Ризванова рассказала нам о татарском национальном стиле.

p6kp2USWAEw (416x604).jpg

Когда говорят о восточном стиле, то, как правило, подразумевают арабский, японский, китайский, индийский стили. Есть ли свой оригинальный национальный татарский стиль в современном интерьерном дизайне?

Если мы говорим о рынке товаров для оформления интерьера, то предметов декора, тканей, материалов с татарским национальным колоритом в продаже почти нет. Это, к сожалению, правило. При этом создание дизайна в татарском стиле возможно. Национальную специфику европеизированным интерьерам можно придать с помощью узоров и орнаментов, шамаилей, знаменитых казанских полотенец, скатертей, даже намазлыков – молитвенных ковриков.

Для создания интерьера, который отображает татарскую душу, надо поставить такую цель и затем двигаться к ней. Сейчас, к сожалению, в области дизайна интерьеров современного татарского стиля как такового пока нет.

france tata1r (640x316).jpg

У каждого стиля есть свое имя. Существуют стиль жителей европейских деревень, кантри и т.д. А вот о татарском стиле даже не слышал…

Кантри – это современный интерьер в деревенском духе. Изначально это стиль американских фермеров. Однако ныне существует множество независимых стилей кантри: русский, скандинавский, прованский и даже стиль североамериканских индейцев. А татарскую кантри мы можем видеть в ресторанах татарской кулинарии, таких как «Биляр» и «Туган авылым», а также в деревенских домах, где до сих пор девушки вышивают полотенца для Сабантуя, матери убаюкивают детей в колыбелях бишек, а комнаты в доме оформлены предметами из текстиля; полотенцами, молитвенными ковриками, занавесками чаршау и подзорами кашага.

И если в традиционном татарском доме многие из нас бывали, гостили или даже выросли, то городскую квартиру с характерным татарским интерьером представляет далеко не каждый.

0001.jpg

Татарский стиль очень эклектичен, он вобрал в себя тюркские, монгольские, среднеазиатские культурные традиции. Для него характерны пышность орнамента и богатство декора, изделия из металла и самоцветов, в которых присутствуют черты т.н. восточного барокко. Если говорить о вещах, касающихся только татарской культуры, то можно привести в пример наши знаменитые орнаменты, которые очень узнаваемы. Я считаю, что создание интерьеров в татарском стиле это всегда эклектика.

Это же самый подходящий метод для дизайнера...

Да, конечно, сегодня тренд моды – фьюжн, эклектика, смешение стилей. И в последнее время все чаще в творческом обществе дизайнеров поднимается тема возврата к этнике. Причем не чужой, заморской, а родной, пусть и слегка экзотической. Разные красивые вещи можно применить в одном интерьере. Это не просто некая сумма, это гармония объединяемых стилей. Комнаты, исполненные таким образом, привлекают эффектным декором и продуманной практикой при минимуме затрат. Мы легко можем вносить в различные интерьеры татарские мотивы.

11221121 (640x427).jpg

Казань, Татарстан славятся своими достопримечательностями. Некоторые считают, что надо буквально копировать архитектуру в интерьере. Как архитектурные достопримечательности могут стать прообразами интересных интерьерных решений?

В работе над интерьером меня могут вдохновить орнамент, фольклор, сочетания цветов и материалов в предметах народного творчества – все, что в той или иной степени может стать частью интерьера. Архитектурный облик здания, в котором располагается проектируемое помещение, несомненно, влияет на характер интерьера. Но архитектурные достопримечательности, при всей своей красоте и узнаваемости, для меня не являются источником вдохновения в работе над интерьерами.

Был интересный опыт, когда ткали коврики с башней Сююмбике. Их вешали на стену…

Допустим, мы хотим создать интерьер во французском стиле. Мы взяли Эйфелеву башню и перенесли ее в интерьер – в виде панно, фотографии или даже скульптуры. Стал ли интерьер от этого французским? Нет. Точно так же перенос местных архитектурных объектов не делает интерьер татарским.

00012.jpg

Но есть интересный пример – работа казанского модельера Регины Дорофеевой, вдохновившейся детскими рисунками архитектурных достопримечательностей. Были созданы стилизованные графические принты. И выпущены платья, футболки, топы с изображением Казанского цирка, башни Сююмбике, мечети Кул Шариф, театра Галиасгара Камала. Я считаю, это был удачный концепт.

Некоторые думают, что дизайн современной татарской квартиры, коттеджа и т.д. возможен только как некая копия интерьера дома в татарских селах 70-80-х годов, выполненная с применением современных материалов и технологий. Насколько такой механистический подход допустим? Что отталкивают людей от интересных дизайнерских решений?

Если говорить сейчас о создании интерьеров в татарском стиле, то это должно быть не так шаблонно и традиционно. Дорога к нему будет идти через создание неких образов, и когда они людям понравятся, татарский стиль будет более востребован. Но в основе всего должен быть порыв человека, его желание знать историю и культуру своего народа.

Семь лет тому назад у нас был заказ сделать дом в татарском стиле, чтобы при этом была отдельная женская комната с отдельным входом, от которого не видна дверь в спальню. Заказчик предполагал традиционное деление дома на мужскую и женскую половину. Была большая сложность: ни материалов, ни предметов интерьера в татарском стиле на тот момент невозможно было нигде купить. Готовых обоев, текстиля, подушек, тарелок, какой-то керамики не было. И созданный нами интерьер был скорее восточной классикой, при этом отвечая всем требованиям ислама.

Мы в постсоветский период получили доступ к большому объему материалов, нам всем надоели цветочки, мы пришли к минимализму. Затем стали перенимать европейские стили, стали много путешествовать и видеть что-то новое. И это естественный процесс.

perepevy (640x608).jpg

Такой сценарий возврата к своим культурным истокам проходит и в других областях: человек знакомится с богатой культурой, традициями, а затем через это приходит к истокам, трансформируя свое родное новыми средствами, методами, подходами.

Просто повторять то, что делали наши бабушки и дедушки, будет не совсем верно. Это будет очень поверхностно.

Я все больше начинаю встречать таких людей, которые интересуются историей своего рода, историей своего народа, задумываются о том, что было в доисламский период, что было во времена Волжской Булгарии... Такой более глубокий взгляд позволяет обогатить наши возможности в интерьере. Мы себя ограничили татарской культурой конца ХIХ – начала ХХ веков. А ведь история и культура значительно глубже.

Понимание есть и сейчас: нужны еще практические шаги.

Вот здесь в этой комнате стиль хай-тек, металл, зеркальные поверхности, стекло, серебристые тона. А у татар яркие, сочные цвета. Возможен ли, например, хай-тек в татарском стиле?

Возможен. Еще во время учебы у нас на кафедре дизайна КГАСУ одна из дипломных работ была посвящена современной стилизации татарских орнаментов. Если говорить об этом помещении, то его можно обогатить орнаментом, вырезанным из металла либо из акрилового пластика. Орнамент будет очень органично вплетаться, например, в фасадную часть трибуны либо появится в качестве панно на стене. Это может быть зеркало с пескоструйным подсвеченным национальным орнаментом. Это может быть шамаиль в современной каллиграфии, заключенный в широкую алюминиевую раму.

У татар полгода – зима, полгода – подготовка к зиме: весна, осень и немного лета. Унылые пейзажи хотелось насытить многообразием, принести радость к родному очагу. Поэтому то, чего не хватало людям, они компенсировали дома, создавая у себя сказку. Означает ли, что только такие цвета возможны для современного дизайна? Каково колористическое решение современного татарского интерьера?

Элементы татарского орнамента, татарского колорита легко интегрируются практически в любой стиль. Скажем, кожаная мозаика и подушки хорошо впишутся в этнический стиль, они будут хорошо сочетаться с индийскими диванчиками, японскими пуфами, африканскими статуэтками. Вышитые скатерти, полотенца замечательно впишутся в скандинавский интерьер, а богемному стилю бохо подойдут яркий текстиль с аутентичными орнаментами, восточный ковер, множество подушек и домашняя утварь с блошиного рынка. А некогда обязательные предметы мебели – сэке и табын – могли бы эффектно вписаться в квартиру-студию в стиле минимализма.

mecet (600x400).jpg

В Болгаре построили Белую мечеть. Многие сравнивают ее с Тадж-Махалом, но, на мой взгляд, это скорее уменьшенная копия мечети шейха Зайда в Абу-Даби. И там, и там – белоснежный интерьер. Он очень светлый, мягкий. При этом интерьер Белой мечети имеет характерные татарские нотки – в резных каменных барельефах и в рисунке оконных витражей просматриваются наши орнаменты.

Я смотрел ваши работы. Там в основном пастельные цвета. Кажется, вы любите фиолетовый?

Что касается ярких цветов, то я работаю с разными гаммами, и в моих работах всегда отражается пожелания и предпочтения клиента. Я люблю насыщенные цвета. Иногда мы боимся ярких цветов, орнамента. В татарском стиле есть золото, украшения с драгоценными камнями, серебром, металлами, такие пышные сложные орнаменты в духе восточного барокко. Иногда кажется, что это все очень насыщенно и сложно.

969037_506099026125373_597258435_n (640x425).jpg

С одной стороны, наша динамика, темп современной жизни просят, чтобы мы пришли домой, где нам спокойно, уютно и комфортно. Мы пришли и расслабились. Сейчас мы уже не хотим, как 10-15 лет тому назад, чтобы к нам пришли гости и все штабелями попадали от восторга. Мы хотим оазис комфорта. Действительно, кому-то нужны пастельные цвета, а кому-то – насыщенные. Бежевый цвет в интерьере всегда был спасительным и безопасным, им сложно что-либо испортить, он самый нейтральный и потому самый излюбленный обывателем. Делая ремонт, люди чаще всего обращаются к бежевому. Но если вы обращаетесь к профессиональному дизайнеру, можно отбросить старые стереотипы и впустить яркие краски в вашу жизнь – специалист создаст гармоничное пространство. Яркие цвета можно и нужно использовать в зонах активного общения. Таких, как кухня, столовая, гостиная.

Мы как-то общались с французским дизайнером-декоратором Дельфиной Эфира, она отметила, что татарский орнамент и татарские цвета очень созвучны с французскими. В этом смысле мы часто можем наблюдать и в европейских стилях насыщенные яркие цвета, присущие татарской колористике.

Сейчас очень большое многообразие предложений по строительным технологиям, материалам, предметов утвари, декора, но когда говорят о татарских национальных элементах дизайна, то их перечень очень ограничен. Как правило, это шамаили, предметы национальной одежды, обувь, тюбетейки, сувениры. И все. Согласитесь, это очень мало и, самое главное, это только небольшая часть нашей культуры. Возможно ли удачное и гармоничное применение предметов, мебели, тканей, одежды, посуды, элементов национального татарского декора, шердже, шамаилей в оформлении современной квартиры? Можем ли мы поместить в интерьере, например, традиционный татарский сундук?

Я думаю, что такие предметы обихода могут быть декоративным предметом и в то же время функциональным предметом, оснащенным национальным узором. Возвращаясь к сундуку: мы на одном из объектов предполагали разместить бабушкины сундуки: один побольше, другой поменьше, которые она всю жизнь с собой возила – доставшись внукам, они теперь представляют семейную ценность. И в интерьер в английском стиле татарские сундуки эффектно вписываются наряду с другими экзотическими восточными предметами, характерными для английского стиля.

Глядя на старинные английские обои Вильяма Морриса, которые производятся до сих пор по старинной технологии накатки краски, любуешься – насколько они замысловатые и сложные. Смотришь на них и думаешь, что так же красиво может лечь на стены наш татарский орнамент. Такие обои многие люди с удовольствием поклеили бы у себя дома. Пусть это будет не вся комната, а одна акцентная стена, но на нее смотришь – и глаз отдыхает. Есть где путешествовать взгляду.

Европейские дизайнеры часто используют балдахины. Для балдахина вполне можно было бы использовать ткань с татарским орнаментом, с вышивкой. Балдахины по сути – это традиционный для татарского интерьера элемент – чаршау (занавеска, отгораживающая часть комнаты, как правило, спальную зону).

Есть ли круг архитекторов, дизайнеров, декораторов, оформителей, стремящихся широко использовать в своих работах мотивы национальной татарской культуры?

Могу назвать Флеру Даминову – художницу, создавшую серию работ росписи по керамике и дереву. Отметила бы Эдуарда Димасова, который специализируются на каллиграфии. Это как раз те вещи, которые хорошо впишутся в хай-тек. На Бали живет семейная пара иллюстраторов Гордеевых. Элина, девочка из Казани, этим летом привезла коллекцию украшений в татарской стилистике «Матур». Сейчас у нее великолепная коллекция текстиля с татарским орнаментом. Они с супругом вдвоем создают покрывала, причем она шьет сама, а фигурную прострочку выполняют балийские портные. Так что техника ремесла во многом балийская, но наш стиль и дух. Вышло очень здорово.

krov (640x442).jpg

Что надо сделать, чтобы реализовать этот стиль?

Вопрос в открытости клиента – с одной стороны, и, с другой стороны, желания дизайнера с этим работать.

Почему у нас популярен Прованс? А потому что он везде. Люди воспитываются, гуляя по магазинам: «Это вкусно, это интересно и это я могу у себя поставить, повторить, купить».

Я думаю, что очень важно движение души дизайнера и заказчика. Должна произойти их встреча, в результате которой будет интерьер, отражающий пожелания и возможности их воплотить. В работе с этими интерьерами появится необходимость в материалах. Чем больше эта потребность, тем больше вероятность, что появятся, предположим, обои с татарским орнаментом, какой-то текстиль, предметы декора. У нас сейчас есть вещи, которые ремесленники делают просто потому, что им это интересно. А далее должна быть ситуация, когда они могут трансформировать свое умение под спрос дизайнеров и заказчиков.

Наиль СЕЛИВАНОВ

Источник: AtI-times, Обзорно-аналитический проект Татар-информ


Возврат к списку