Исламские новости
В Госдуму внесен законопроект об исламском банкинге
Законопроект, устраняющий препятствия для внедрения в России исламского банкинга, внесен в Госдуму, сообщается на сайте нижней палаты парламента.
Соответствующие изменения, если документ будет принят, будут внесены в закон «О банках и банковской деятельности». Авторами законопроекта выступил зампред думского комитета по финансовому рынку Дмитрий Савельев (ЛДПР). В пояснительной записке отмечается, что в условиях сложной экономической ситуации крайне действенным инструментом является привлечение исламских инвестиций. «В рамках экономической стратегии развития России дать шанс исламскому финансированию — это значит привлечь большое количество дополнительных инвестиций, в условиях кризисной экономики помочь России сформировать новую экономику, основанную уже не на сырьевых деньгах», — отмечает РБК со ссылкой на документ.
В августе прошлого года Ассоциация российских банков в письме Центробанку описала необходимость внесения поправок в законодательство, чтобы в России могли работать исламские банки. В начале марта 2015 года стало известно, что Госдума готовит соответствующие поправки.
Галим ВАХИТОВ - заведующий кафедрой исламской экономики и управления Российского исламского университета, кандидат экономических наук
"Современная российская банковская система имеет ряд проблем. В их ряду и общая для традиционной банковской системы - то, что банки являются не рядовым партнером с предпринимателем, развивающим проект, а привилегированным. Т.е. банки заключают договора с предпринимателями, но определяют при этом не то, в каких пропорциях будет делиться прибыль, а просто обговаривая, какую сумму от вложенных средств они обязательно получат, без учета того, будет ли деятельность прибыльной или убыточной.
С позиций же справедливости, как представляется, ведение совместной деятельности предпринимателя и инвестора подразумевает и общую ответственность за результаты. Значит, в случае получения прибыли, прибыль должна делиться в определенной пропорции, а в случае отсутствия прибыли банк должен тоже нести ответственность. И эта ответственность должна заключаться в том, что он не имеет права получать вознаграждение, если он не сумел найти предпринимателя с выгодным проектом.
Также часто банки кредитуют такие отрасли бизнеса, которые напрямую уничтожают общество - производство алкогольной или табачной продукции, к примеру.
Мы надеемся, что при развитии исламского банкинга, данные проблемы найдут свое решение.
Также следует отметить, что любая система состоит из ядра системы, а также из подчиненных элементов и рычагов управления. Современной международной финансовой системой сегодня управляет не столько невидимая рука рынка, сколько крупнейшие финансовые институты и корпорации, а также ряд государств.
Мы видим, как практически одномоментно они принимают решение оказать давление на РФ и делают это. К сожалению, прекрасно разработанные в мире принципы исламской экономики, включая касающиеся ведения финансовой деятельности, до сих пор не реализованы в России. И в немалой степени это связано с позицией законодателей. Лишь в условиях нарастания кризиса вновь активизировался интерес к ним как к способу привлечь финансовые ресурсы стран исламского мира. Т.е. речь в первую очередь идет не о том, чтобы значительная часть граждан страны получила право вести деятельность в соответствии со своими убеждениями, на что они, безусловно должны иметь право, а как о способе привлечения внешних инвестиций. Такие же настроения мы уже видели в ходе развития кризиса 2008-2009 годов. Но тот кризис прошел, те инвестиции стран исламского мира, которые пришли, смогли придти и без изменения законодательной базы, а которые не пришли - не пришли. И об исламских финансах в банковских кругах забыли. Сейчас вопрос об изменении законодательства, скорее всего, будет решаться в зависимости от глубины падения российской экономики и от того, возможно ли привлечь средства инвесторов из стран исламского мира в падающую экономику.
Если засилье ростовщических схем, мошенничество в банковской и страховой отраслях будет ограничено, то всегда мусульмане будут за. Ведь из той глубокой ямы бездуховности, в которой мы оказались, сразу вылезти не получится. И надо радоваться даже отдельным шагам в положительном направлении", - отметил заведующий кафедрой исламской экономики и управления Российского исламского университета, кандидат экономических наук Галим Вахитов.
Айзат ШАЙМАРДАНОВ
Исламский портал