Исламские новости

СМИ, платки и русский язык – в Казани обсудили актуальные проблемы современного религиозного образования 10 Июня 2015

СМИ, платки и русский язык – в Казани обсудили актуальные проблемы современного религиозного образования









Российский исламский университет совместно с Общественной Палатой Республики Татарстан и Казанской духовной семинарией провел Круглый стол "Актуальные проблемы современного религиозного образования и пути его совершенствования".

Среди обсуждаемых проблем были затронуты такие острые вопросы как запрет ношения платков в школах, некорректное освещение в СМИ религиозных вопросов, а также проблема преподавания светских дисциплин в религиозных учебных заведениях.

РИУ – ЛИДЕР ПО РЕЛИГИОЗНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В СТРАНЕ

На сегодняшний день религиозное образование является важным и неотъемлемым элементом системы образования современной России. Большое количество высших религиозных учебных заведений работают на благо российского общества, развивая идеи толерантности, веротерпимости, повышая уровень нравственного воспитания молодежи.

Председатель Общественной палаты РТ, профессор Анатолий Фомин, открывая работу круглого стола, отметил, что Общественная палата принимает участие в организации подобных круглых столов, т.к. вопрос исламского образования чрезвычайно важен для республики.

Руководитель рабочей группы по проблемам религиозного и религиоведческого образования Общественной палаты РТ, кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин РИУ Валерий Королев отметил, что Российский исламский университет Казани занимает лидирующие позиции по религиозному образованию в стране, поэтому не случайно, что круглый стол проходит именно здесь. «Необходимо поднять уровень религиозного образования до светского и проецировать этот опыт на другие регионы», - сказал он.

По словам ректора РИУ Рафика Мухаметшина, религиозное образование – это один из важных атрибутов духовной жизни. «Выбора у нас нет – необходимо поднимать религиозное образование на должный уровень, чтобы исключить радикализацию», - модерируя работу круглого стола отметил профессор.

СВЕТСКОЕ ИЛИ РЕЛИГИОЗНОЕ?

Однако религиозное образование имеет свои специфические особенности, в связи с чем, религиозные учебные заведения сталкиваются с рядом проблем, которые требуют скорейшего решения: «Например, в системе мусульманского религиозного образования современной России важнейшей проблемой является отсутствие некой единой концепции. Что порождает множество других проблем, - подчеркнул ректор. - Однако прежде чем решать все эти проблемы, нам необходимо решить, кого мы должны готовить – священнослужителей или экономистов, журналистов и лингвистов?»

Кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин РИУ Татьяна Седанкина в своем выступлении также подняла этот вопрос: «Мы сталкиваемся с проблемой, когда студенты не удовлетворены преподаванием некоторых дисциплин, т.к. они поступили не в светское, а религиозное учебное заведение. Они не хотят изучать светские дисциплины», - отметила она.

С ними солидарен и кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Центра исламоведческих исследований Академии наук Татарстана Камиль Насибуллов: «Внедрение стандартов исламского образования, сближение его со светским необходимо важный процесс», - считает он. По мнению ученого, это приведет к гармонизации мусульманского и российского сообщества. «Один из факторов радикализации общества – это когда не сходится светское общество и религиозные нормы», - отметил он.

Но есть и другая проблема: «Те преподаватели, которые преподают религиозные дисциплины, не владеют педагогическим мастерством и наоборот – светские преподаватели не владеют религиозной практикой», - подчеркнула Седанкина.

При сближении светского и религиозных форм обучения возникает еще одна проблема, на которой остановился проректор по учебной работе КИУ Рустам Нургалеев.

Нургалеев напомнил, что при передаче знаний в исламе необходимо максимальное общение ученика с учителем – устазом, приведя в пример так называемую худжру – закрытую систему обучения. Однако при распределении учебных часов, рекомендованных нормативами министерства образования, такая система обучения нарушается. «Возникает проблема духовных наставников. Если не будет такого наставника, то студенты найдут его в сети, который через ютуб четко продиктует ему, что делать. Это, в свою очередь, также может привести к радикализации», - обеспокоен проректор.

«Также необходимо популяризировать труды татарских богословов», - отметил он. По словам Нургалеева, ведущие зарубежные исламские вузы, в т.ч. и Аль-Азхар, изучают труды Марджани, а мы знаем только улицу и мечеть, названную его именем.

НЕМНОГО ИСТОРИИ И АНАЛИТИКИ

Согласно обзору, который привел проректор по учебной работе РИУ Марат Гильманов, всего в России на сегодняшний день функционирует десять исламских вузов – в Казани, Уфе, Москве и республиках Северного Кавказа. «Проблемы, которые стоят перед этими учебными заведениями, общие. Однако в Казани дела обстоят полегче, т.к. наши вузы имеют поддержку от правительства, в других регионах проблема финансирования стоит очень остро», - резюмировал он.

Доктор философских наук, доцент, заместитель директора по научной деятельности, заведующая кафедрой религиоведения ИСФНМК КФУ Лариса Астахова рассказала, насколько в обществе востребованы специалисты с религиозным образованием. По ее словам, если в 2012 году наблюдался некоторый спад, то сейчас, напротив, наблюдается рост таких специалистов.

Кандидат исторических наук, секретарь Ученого совета Казанской православной духовной семинарии Иерей Антоний Ермошин провел небольшой экскурс в историю православного религиозного образования в России. Если изначально православное религиозное образование пришло в страну намного раньше светского и несло в себе светские дисциплины, то в середине 18 века произошло разделение светского образования от религиозного, а в 19 и вовсе уже светское образование опережает духовное.  

СМИ, ПЛАТКИ И РУССКИЙ ЯЗЫК

Председатель Общественной палаты РТ, профессор Анатолий Фомин также поднял еще одну актуальную проблему – со стороны СМИ нет достойных журналистов, которые адекватно освещали бы религиозные вопросы, что также непременно связано с образованием. «Даже среди студентов факультета журналистики КФУ нет четкого понимания этих проблем», - отметил он.

Его поддержала и Лариса Астахова. Она также затронула вопрос некорректного освещения религиозных вопросов в СМИ: «СМИ – это буфер между религиоведами и обществом», - подчеркнула она.

В ходе круглого стола также были затронуты ряд других актуальных проблем. В частности, вопросы преподавания русского языка в вузах, обучение сотрудников ФСИН религиоведческим навыкам и даже проблему ношения платков девочками мусульманками в школах.

Русский язык, как оказалось, в высших учебных заведениях, в т.ч. и религиозных, не предусмотрен вовсе. Однако в том, что ораторское мастерство, речевая культура, слово, фонетика, интонация и т.д. – неизменный атрибут любого религиозного деятеля, сошлись все участники круглого стола.

По словам ректора РИУ, проблема ношения платков девочками мусульманками в школах также лежит в плоскости заявленной темы. «В некоторых регионах запрет ношения платков в школах доходит до сумасшествия, - подчеркнул он, – это происходит от того, что у руководства нет понимания конфессиональной политики».

Обсуждая проблему некорректного освещения религиозной тематики в СМИ, прозвучали такие предложения, как рекомендовать ввести в штат изданий канонического редактора и проводить курсы повышения квалификации для журналистов, освещающих религиозные вопросы.   

По итогам круглого стола была принята итоговая резолюция, один из пунктов которой призывает развитие исламоведения в Казанской православной духовной семинарии и преподавание истории христианства в исламских вузах для укрепления диалога православных и мусульман.

Гульназ БАДРЕТДИН

Исламский портал


Возврат к списку