Исламские новости

Москва татарская 9 Июля 2015

Москва татарская

Москва татарская

"Москва татарская" – статья журналиста, переводчика, педагога Гамэра Баутдинова. Материал также был опубликована в журнале "Этномир столицы". Гамэр Анверович является одним из авторов книги "Татары Подмосковья", выступает с лекциями, проводит экскурсии, в том числе под названием "Москва татарская". Автор перевода "Шурале" на итальянский язык, по мотивам которого в Италии был поставлен спектакль.





МОСКВА ТАТАРСКАЯ

Москва издревле была связана с тюрко-татарским миром. Это подтверждает ее многовековая история и топонимика. Многие улицы и сооружения увековечили имена владельцев, знаковых личностей и памятные события.

Один из древнейших топонимов Москвы – Кучково поле, историческая местность между современной Лубянской площадью, Сретенкой и Чистыми прудами. Название идет от имени боярина Кучки. По мнению некоторых исследователей, он был выходцем из Волжской Булгарии, торговал в Суздале и Москве, где и обосновался в начале XII века. Его поселение называлось Кучковом.

ТАТАРЫ В КРЕМЛЕ И НЕ ТОЛЬКО

Прошли пара столетий, и карта города запестрела названиями восточного происхождения. Это было обусловлено нашествием монгольских войск, основу которых составляли кыпчаки (половцы) и другие тюркские племена. В XIV веке завершился процесс ассимиляции пришлых монголов, а название «кыпчаки» все чаще стало заменяться этнонимом "татары". Зачастую Татарским назывался Ханский двор на территории Московского Кремля, где останавливались послы ханов улуса Джучи (название Золотая Орда вошло в обиход лишь в XVI веке). Термин "кремль" появился в том же XIV веке, он мог произойти от тюркского "керман" или монгольского "керем" ("хэрэм") – крепость или крепостная стена.

На территории Кремля селились и служилые татары – выходцы из улуса Джучи, которые в силу разных причин покидали своих сюзеренов и переходили на службу к московским князьям.

А в 1330 году, по легенде, на Русь переселился ордынский князь Чет (Чета).

Царь Борис Годунов – его потомок. Со временем в Москве помимо Татарского двора в Кремле появились и другие восточные дворыКазанский, Астраханский, Касимовский, Ногайский, Крымский.

От них мало что сохранилось: только реконструированный дворец касимовских царевичей на Мясницкой улице да территория обширного Крымского двора (напротив главного входа в парк им. Горького), здесь ныне стоит здание новой Третьяковки и разбит Парк искусств "Музеон". Этот двор был своего рода представительством Крымского ханства в Москве.

Владения служилых татар в Белокаменной не ограничивались территорией Кремля. В 1371 году великий князь Дмитрий Московский (позже Донской) ездил к ордынскому хану за новым ярлыком на княжение. С ним в Москву прибыл царевич Серкиз. Одно из его подмосковных имений стало называться Серкизовом. Сейчас это хорошо известный район Москвы Черкизово.

Начиная с 1389 года упоминается местность Измайлово (восточная часть Москвы), принадлежавшая некоему Исмаилу, корни которого точно неизвестны. Со времен Ивана Грозного она перешла в собственность царского дома, но название Измайлово прочно вошло в топонимику Москвы. Это огромный столь любимый татарами Измайловский парк, в котором долгие годы проводились праздники Сабантуй, Измайловская площадь…

К 1417 году относится запись в духовной грамоте великого московского князя Василия I, в которой сказано, что он дает своей супруге Софье Витовтовне "…Крилатьское село, что было за татаромъ". Ныне это хорошо известный зеленый район Крылатское на западе столицы.

Не утихают споры вокруг топонима Арбат, известного с 1492 года. Попытки объяснить его арабским словом «рибат» (предместье) представляются неубедительными, поскольку тогда арабов, в том числе арабских купцов, в Москве просто не было.

То был период грандиозных работ по перестройке Кремля, и на сотнях и тысячах телег и повозок – арб – подвозили строительный материал. Слово "арбат" как средоточие этих телег и повозок распространилось на соседние улицы и целый район. Отсюда, видимо, и название Арбатецкой слободы и улицы.

Перенесемся в район Замоскворечья. Здесь находилась Татарская слобода, которая сыграла огромную роль в жизни общины, сохранении и развитии национальных и религиозных традиций. Улица Балчуг ("балчык" – глина) – некогда топкое место – ныне одно из привлекательных мест города. Правее расположена улица Большая Ордынка, с которой начиналась одна из главных дорог, ведущих из Москвы в улус Джучи.

ДУХОВНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ

В середине 20-х годов XIX века в Татарской слободе была сооружена первая каменная мечеть, ставшая духовным центром мусульман Москвы, которая сейчас называется Исторической. В 1904 году в районе Мещанских улиц, в Выползовом переулке, появилась вторая – ныне московская Соборная мечеть. В 1997 году были открыты еще два мусульманских храма – Мемориальная мечеть на Поклонной горе и мечеть "Ярдям" в Отрадном. Светским центром для татар столицы стал Дом Асадуллаева в Малом Татарском переулке, открытый в 1914 году. Ныне здесь размещается Татарский культурный центр, а рядом с ним, в сквере на Новокузнецкой улице, в 2011 году был открыт памятник поэту Габдулле Тукаю. В 2012-м появился памятник Мусе Джалилю, установленный на улице, носящей его имя. Имя еще одного героя Великой Отечественной войны, Дмитрия Карбышева, из крещеных татар, увековечено в названии бульвара Генерала Карбышева, где стоит памятник ему.

Наш рассказ был бы неполным, если бы мы не вспомнили о том, что целый ряд топонимов Москвы связан с именами великих людей России, имевших татарское происхождение. Это писатели и поэты Карамзин, Радищев, Давыдов, Огарев, Тургенев; композиторы Алябьев и Скрябин; деятели культуры Бахрушин и Сытин; ученые Тимирязев, Соймонов, Мичурин, Келдыш; государственные и военные деятели Суворов, Кутузов, Горчаков

Как бы то ни было, все это – история Москвы, которая близка всем народам России.

Гамэр БАУТДИНОВ,

спецвыпуск журнала "Этномир столицы"


Возврат к списку