Исламские новости

Мусульманская молодежь и радикализм: кто кого? 14 Января 2016

Мусульманская молодежь и радикализм: кто кого?












В Казанском федеральном университете состоялся круглый стол на тему "Мусульманская молодежь и радикальные течения". Участники беседы порой высказывали диаметрально противоположные точки зрения.

Модератором круглого стола выступил председатель экспертного совета по развитию исламского и исламоведческого образования Ресурсного центра при Институте международных отношений, истории и востоковедения КФУ Айдар Хабутдинов. "У нас в Татарстане тема радикализации мусульман активно обсуждается с декабря 1999 года, когда между Кукмором и Вятскими Полянами был взорван газопровод, - начал он. - Это наша общая проблема".

НЕ ХВАТАЕТ ДИСКУССИОННОЙ ПЛОЩАДКИ

Затем с докладом выступила доцент кафедры гуманитарных дисциплин Российского исламского института, руководитель НОЦ "Письменное наследие и археография" Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ, кандидат филологических наук Резеда Сафиуллина. Она посетовала на отсутствие дискуссионной площадки, где своими мнениями могли бы обмениваться представители разных течений ислама. "Нужна такая площадка, где представители разных подходов могли бы услышать друг друга. Абу Ханифа никогда не впадал в религиозный догматизм – он всегда действовал, опираясь на принципы полемики. Пока такой легитимной, безопасной площадки нет, борьба за умы и души разворачивается в другом пространстве и не в пользу традиционалистов", - резюмировала она. 

DSC_0718 (640x424).jpg

Сафиуллина также сделала акцент на том, что ислам у татар никогда не был воинственным: "У нас нет жёсткой салафитской составляющей, это направление у нас представлено умеренной, научной стороной этой богословской школы, и от того, насколько будет продуманной политика ДУМ и государства, в дальнейшем зависит и вектор развития этой активной и грамотной части мусульман".

Затем она выделила целый ряд проблем в мусульманской умме РТ:

- проигрывание официальных религиозных структур в информационном противостоянии

- кризис доверия к официальному духовенству

- попытка компенсировать отсутствие внятной государственной идеологии обращением к религиозному консерватизму

- стремление навязать монополию на истину с помощью административных и силовых методов

"В скором времени может начаться процесс возвращения россиян, воевавших на стороне ИГ. Что с ними делать? Как возвращать их в наше общество? Между тем, в Чечне и Дагестане были созданы комиссии по адаптации к мирной жизни: выходящим из леса в случае пересмотра своих прежних убеждений, давали возможность вернуться к мирной жизни и гарантию, что они не будут подвергнуты давлению со стороны силовиков, в частности, пыткам, и им помогут начать новую жизнь. Однако в преддверии Олимпиады работа этих комиссий была приостановлена в 2013 году. Считаю, что подобные практики необходимо возобновить", - заключила Резеда Сафиуллина.

КПД 80-ЛЕТНИХ ИМАМОВ

Имам из Нурлатского района РТ Якуб Мусин попытался объяснить, почему пожилые имамы зачастую работают намного успешнее молодых выпускников мусульманских религиозных заведений: "В Татарстане около 1500 мечетей, в половине из них имамы – старики, которым под 80 лет. Но их махалля процветает, т.к. получающий регулярную пенсию бабай может себе позволить заниматься проблемами уммы. У него есть на это время, а самое главное, есть жизненный опыт. Если мы хотим, чтобы молодые имамы работали так же успешно, безусловно, нужно давать им какую-то профессию помимо религиозного образования – чтобы он банально мог прокормить себя и свою семью. Его доход должен быть выше среднего по РТ дохода, только тогда к нему будут относиться с уважением, ведь мулла в деревне – это и ЗАГС, и похоронное бюро, и многое другое".

DSC_0711 (640x424).jpg

Также Мусин предложил выдавать молодым выпускникам мусульманских вузов беспроцентные ссуды, чтобы хоть как-то удержать молодежь в деревенских мечетях.

Имам-мухтасиб из Высокогорского района РТ Рамиль хазрат не согласился с Мусиным. По его словам, 80-летние бабаи попросту не могут найти общий язык с молодежью, и посему будущих имамов нужно взращивать на местах. "Народ за собой сможет повести только тот, кто сам вышел из народа, кто сам родился и вырос в этом ауле", - сказал он.

"МОЛОДЕЖЬ НЕ ВЕРИТ ОФИЦИАЛЬНОУ ДУХОВЕНСТВУ"

Живой интерес участников круглого стола вызвало выступление молодого имам-хатыба из Бугульмы Рафиса Сайфуллина. Он заявил, что 95% мусульманской молодежи не считает авторитетом никого из нынешних официальных представителей религиозных структур. "А ведь нам надо с ними работать! Нас, имамов, заставляют делать из молодежи ханафитов и матуридитов. Они же, в свою очередь, получают ответы на любые вопросы по WhatsApp – пишут знакомым, которые сейчас учатся в Саудовской Аравии, а те спрашивают там у местных шейхов. Поди, попробуй их переубедить!", - рассказал Сайфуллин.

DSC_0723 (640x424).jpg

Эти слова вызвали бурную реакцию среди присутствовавших. Сотрудник молодежного отдела ДУМ РТ Тимур Истратий сказал, что "с 95% вы, Рафис хазрат, конечно же, перегнули", и отметил, что имамы в районах и аулах Татарстана не всегда доводят до своих прихожан позицию муфтия.

Не менее эмоциональным был ответ Рустема Нургалиева – секретаря совета улемов ДУМ РТ, старшего преподавателя Российского исламского университета. "Проблема заключается в том, что мы слушаем лидеров, которые не живут в России. Иногда некоторые из них даже ненавидят нашу страну. Находясь в условиях Саудовской Аравии, тамошний шейх никак не может представить ситуацию, возникшую в российских реалиях. Мы всегда должны ссылаться на наш опыт. Необходимо довести до мусульман норму о том, что действенные фетвы по религиозным вопросам могут выносить только те улемы, которые живут на этой земле и знают реалии того общества, для которого эти фетвы выносятся", - сказал он.

На вопрос Айдара Хабутдинова о том, представляют ли салафиты РТ общую структуру или нет, имам-хатыб из Бугульмы ответил так: "Скорее нет. Каждый город – это отдельная ячейка. Если бы они были объединены, тогда и работать с ними было бы, наверное, легче".

Своеобразное резюме круглого стола сделал руководитель аппарата Антитеррористической комиссии в РТ Ильдар Галиев. "Сейчас идет разбалансировка мировых институтов, и мы находимся в этом большом потоке. К сожалению, на многие факторы мы с вами повлиять не можем", - заявил он.

DSC_0724 (640x424).jpg

Галиев также сообщил о том, что принято решение о патронаже исправительными учреждениями религиозных организаций. Это значит, что имамы и проповедники, работающие в тюрьмах, с 2016 года будут получать финансовую помощь от государства. 

Напомним, дискуссия была инициирована Ресурсным центром по развитию исламского и исламоведческого образования при Институте международных отношений, истории и востоковедения КФУ.

Исламский портал


Возврат к списку