Исламские новости

Фармацевтика в исламском мире 23 Февраля 2023

Фармацевтика в исламском мире

В ранний период мусульманской истории врачи сами готовили лекарства для своих пациентов из лекарственного сырья, которое они приобретали у соответствующих торговцев, которых называли аттарами.

Разделение профессий врача и фармацевта произошло только в IX-XII века. В разных странах это случилось в свое время. В исламском мире оно началось с IX века и пришлось на период Аббасидов. Именно тогда фармацевтов стали отделять от врачей и аттаров. Халиф Мамун  (813-833) внес значительный вклад в развитие медицины и фармацевтики, поставив под государственный контроль производство лекарств.

Считается, что первая аптека, хотя она и не слишком отличалась от лавки аттара, начала свою деятельность в Багдаде в 765 году. С IX в. появились аптеки, в которых были лаборатории по изготовлению лекарств. В них производилось около семидесяти лекарственных форм, таких как порошок, сироп, паста, пастилки и суппозитории. Те препараты, которые используются перорально, смешивались с ароматизаторами, чтобы больным было легче их принимать. Как ясно из источников, лекарства делились на простые (некомбинированные) и комбинированные. Простые лекарства состояли из одного активного вещества, которое в то же время было сырьем для комбинированных лекарств. К простым лекарствам, которые первоначально были только растительными и химическими, позже добавились имеющие животное происхождение. В состав комбинированных препаратов, с другой стороны, входило более одного простого лекарства, и, поскольку они оказывают множество терапевтических эффектов, их применение было намного шире.

апт_1.jpg

Исламские фармацевты не только создавали новые лекарственные формы и лекарства, но также разрабатывали инструменты и методы их производства. Например, в энциклопедии «ат-Тасриф» Абу аль-Касима аз-Захрави (ум. 1010) имеются три изображения разных приспособлений, использовавшихся фармацевтами того времени. Два из них представляют собой деревянные формы, в которых готовили лекарственные пастилки, а третье представляет собой трехслойное сито, используемое для фильтрации остатков растительных веществ, заваренных или отмоченных в воде.

апт-Изображение трехступенчатого сита из книги аз-Захрави.jpg
Изображение трехступенчатого сита из книги аз-Захрави

апт_Изображение форм для изготовления пастилок в книге аз-Захрави.jpg
Изображение форм для изготовления пастилок в книге аз-Захрави

Средневековые мусульманские фармацевты внесли важный вклад в развитие фармации благодаря изобретенным им инструментам и методам, используемым для производства лекарств. Их труды о лекарствах и их фармакологическом действии способствовали распространению восточных лекарств и методов их приготовления в европейских странах. В хадисах Посланника Аллаха (с.а.в.), затрагивающих тему здоровья, упоминается около семидесяти веществ, используемых в качестве лекарств. Также известно, что начиная с VIII века в исламском мире создавались многочисленные книги о лекарствах. «Китабу кува'л-акакир ва манафииха ва мазарриха» Масарджиса (VIII в.) является первой самостоятельной работой такого рода. Еще один пример – это «Китабу джавамииль-адвийатиль-муфрада лиль-Галинус» Якуба ибн Исхака аль-Кинди (ум. 873). Этот труд представляет собой краткое изложение работы Галена о простых лекарствах. Аль-Кинди также является автором «Китабуль-акрабазин», посвященной комбинированным лекарствам. Абу Бакр ар-Рази (ум. 925) в своей медицинской энциклопедии «ат-Тави» приводит названия 829 лекарств в алфавитном порядке и объясняет их свойства. Кроме того, он написал еще две книги, в которых собраны рецепты разных лекарств, – «Акрабазинуль-кабир» и «Акрабазинус-сагир».

апт_2.png

Второй том «Канона врачебной науки» Ибн Сины (ум. 1037) посвящен лекарствам. В нем в алфавитном порядке рассматривается более 800 препаратов. Бируни (ум. 1061) также приводит описание 720 простых лекарств в алфавитном порядке в своем труде «ас-Сайдаля». Кроме того, этот ученый, которого считают отцом фармации, описывает в этой работе профессию фармацевта и перечисляет обязанности специалистов этой отрасли. Информация о 1400 лекарствах растительного происхождения содержится в книге Ибн ал-Байтара (ум. 646/1248) «Аль-Джами' ли-муфрадати'л-адвийа ва'л-агзийа», написанной примерно 150 лет спустя. Особенно в последних двух книгах, помимо тех лекарств, которые использовались еще со времен Галена, приводятся описания многих лекарственных средств, уникальных для восточных стран, такие как тамаринд, калган, колоцинт, камфора, гвоздика, чилибуха, мускус, ревень и сандаловое дерево. У Ибн аль-Байтара есть еще одна работа о простых лекарствах, которая называется «Аль-Мугни фи'л-адвийат'л-муфрада». Другим значимым трудом в этой области является «Минхаджуд-дуккан ва дустуруль-айан фи амал ва таракибуль-адвийатин-нафиа лиль-абдан» Кухина аль-Аттара (ум. после 1260 г.).

апт_Бронзовая форма для изготовления лекарственным пастилок, музей Топкапы, Стамбул.jpg
Бронзовая форма для изготовления лекарственным пастилок, музей Топкапы, Стамбул

Почти все перечисленные произведения были переведены на греческий и латинский языки, а некоторые даже на иврит. На протяжении веков они служили настольными книгами фармацевтов как на Востоке, так и на Западе, а также стали образцами для создания аналогичных работ в Европе. О выдающимся вкладе мусульманских ученых в медицину, химию и фармацию свидетельствуют многочисленные термины, использующие и сегодня на Западе. Например, слово химия происходит от арабского аль-кимйа, алкали  «щелочь» – от аль-кали «сода, зола», сироп – от шуруб «питье», эликсир – от аль-иксир «суть; квинтэссенция» . Общее число таких терминов составляет около 800.

Обучение фармацевтов, как и в Европе, осуществлялось от мастеров к подмастерьям. В исламском мире впервые преподавание фармации началось в Стамбуле в 1839 году, когда в Медицинской школе Шахане были открыты соответствующие трехлетние курсы. 

Автор: Турхан Байтор

Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку