Исламские новости

Как был снят фильм «Послание» 2 Марта 2023

Как был снят фильм «Послание»

Сирийско-американского продюсер и режиссер Мустафа Аккад (1930-2005) получил широкую известность во всем мире благодаря своему фильму «Послание», ставшей целой вехой в развитии исламского кинематографа.

Фильм «Послание» (1976) – одно из самых важных произведений современности, рассказывающих Западу о зарождении ислама. Несмотря на то, что прошло более 45 лет с момента его создания, он остается объектом обсуждения в исламском мира. На основе разных интервью Мустафы Аккада с его собственных слов мы составили историю появления этого шедевра.

«Изначально идея снять такой фильм мне в голову не приходила. Я уехал в Америку, получил режиссерское образование и снял несколько простых фильмов. После женился, завел детей. Когда они подросли, я начал чувствовать отсутствие [на Западе] некоторых важных вещей. И в первую очередь, это проблемы с обучением моих детей нашей религии, исламу. Но красиво рассказывать о ней было нужно не только им. В западном обществе, в котором я жил, было распространено множество неправильных представлений об исламе. И следовало изменить это негативное восприятие».

«Мы, арабы-эмигранты, всегда критиковали арабские государства и организации за то, что они не присылают нам учителей для наших детей. Однако через некоторое время я понял, что обвинять, в первую очередь, я должен не какие-то государства и организации, а самого себя. Я был профессиональным режиссером, и критиковал других, не сделав ничего в своей области, хотя и был должен. Фильм «Послание» родился в результате одного из таких поисков.

Это был один из самых трудных периодов в моей жизни. Да, я хотел снять фильм о жизни нашего Пророка (мир ему). Однако тема была довольно деликатной и критической. Кроме того, поиск спонсора сам по себе был проблемой. В Голливуде серьезный вес имели деятели еврейской национальности, и они были категорически против любого проекта, который мог представить арабов в положительном ключе на мировой арене. Поскольку я не участвовал в крупных проектах, мое имя было мало кому известно. Итак, в течение пяти лет я искал спонсоров для своего фильма по всему арабскому миру, от одной столицы к другой. В конечном итоге мне удалось убедить Кувейт, Ливию и Марокко финансировать проект. Эти три страны поровну поделили между собой расходы на фильм, которые составили 10 миллионов евро. Полученная сумма должна была храниться в швейцарском банке».

п_Мустафа Аккад.jpg
Мустафа Аккад

«У нас все еще не было достаточных финансовых ресурсов. Первым, кто выделил мне средства, был саудовский миллиардер Аднан Хашогги. Он открыл офис в Бейруте, столице Ливана, чтобы я мог приехать из Америки и снять фильм. Это был поворотный момент в моей жизни.

Мы начали здесь работу, а затем отправились в Каир, столицу Египта. Мы работали над сценарием фильма около года в сотрудничестве с Аль-Азхаром, одним из самых авторитетных институтов суннитского исламского мира. В конце концов, благодаря помощи сотрудников аль-Азхара, таких как Тауфик аль-Хаким и Абдуррахман аш-Шаркави, доктора Ахмдаа Шелаби, преподавателя исламских наук в Каирском университете, и некоторых ливанских ученых, нам удалось завершить сценарий. Очень важным был тот факт, что наша команда состояла из алимов из разных регионов, так как фильм, который мы снимали, обращался ко всем мусульманам. Поэтому при подготовке сценария мы учли все точки зрения, касающиеся жизни нашего Пророка (мир ему). В противном случае мы могли бы столкнуться с совершенно другим уровнем проблем».

«Эта команда работала в сотрудничестве с американцем ирландского происхождения Х.А.Л Крэйгом, который был сценаристом фильма. Сценарий, написанный Крэйгом на английском языке, затем был переведен на арабский и представлен созданной комиссии. После корректировки ее членами он опять был переведен на английский язык и снова передан сценаристу. Таким образом, текст переводился как минимум четыре-пять раз, пока не принял окончательный вид. Аль-Азхар поставил печать на каждой его странице. Заручившись одобрением этого института, мы должны были отправиться в Ливан, в Высший шиитский исламский совет. После получение одобрения этого совета, осталась только одна влиятельная мусульманская организация, Лига исламского мира, базирующаяся в Саудовской Аравии и более известная как Рабита.

п_аккад и энтони куин спорят по поводу сцены.jpg
Аккад и Энтони Куин спорят по поводу сцены

Когда мы добрались до Рабиты, штаб-квартира которой находится в Мекке, нам бросили сценарий в лицо, даже не прочитав его. Как выяснилось, у них уже сложились свои представления о фильме – «голливудская постановка, Энтони Куин в роли Мухаммада». Все это с самого начала настраивало их против него. Такое отношение, в свою очередь, было основано на репортаже египетской газеты «Ахрам», которая написала, что фильм называется «Мухаммад Расулуллах» («Мухаммад, Посланник Аллаха»), а Энтони Куин будет играть в нем главную роль. В результате сложилось впечатление, что Мухаммад (мир ему) будет показан в фильме.

Один из представителей Рабиты сказал: «Кто хочет понять ислам, пусть познакомится с Кораном». Я знал, что нельзя показывать лицо Пророка (мир ему). Однако мне не было известно, что изображения Ашара-и Мубашира, десяти сподвижников, которым возвестили, что они войдут в Рай, тоже запрещено. Также у меня спросили, буду ли я использовать музыку в фильме. Когда я ответил утвердительно, мне заявили: «Ангелы даже убегают из дома, в который входит музыка, так что это недопустимо».

п_Мустафа аккад с актерами, играющими многобожников мекки.jpg
Мустафа Аккад с актерами, играющими многобожников мекки

В то время Нил Армстронг только что побывал на Луне. Я заявил, что пока мы тут обсуждаем, является ли создание изображений запрещенным или нет, люди уже ходят по лунной поверхности, и мы здесь занимаемся абсурдом. Я спросил: «Если изображения запрещены, почему тогда в газете «Указ» помещена фотография короля Фейсала?» Один из присутствующих ответил, что это «не может считаться запрещенным, поскольку представляет собой просто приведение в неподвижное состояние тени». Цель встречи состояла в том, чтобы получить полное одобрение сценария фильма, независимо от того, является ли создание изображений запрещенным в исламе или нет. Я был в ужасе от этой сцены. Между тем, когда я был студентом Калифорнийского университета, меня учили, что основы фотографии заложил араб-мусульманин Хасан ибн аль-Хайсам.

Почти все представители Рабиты, с которыми мы встретились, были не из Саудовской Аравии. Таким образом, в моих глазах они были большими роялистами, нежели сам король. Только один участник встречи одобрил создание фильма, и он был саудитом. Другие участники проголосовали против, и на собрании в тот день было принято решение о запрете фильма во всех странах. Обосновывалось это тем, что он может нанести вред исламу. После этого решения Кувейт, один из трех основных спонсоров, отказался от финансирования фильма. Аднан Хашогги также прекратил оказывать мне поддержку. Но по заключенному между нами соглашению, деньги, которые Кувейт уже выделил на фильм, должны были остаться у нас.

п_Мустафа аккад с актерами, играющими многобожников мекки.jpg
Мустафа Аккад с актерами, играющими многобожников Мекки

После всего этого шума мы отправились в Марокко, которое было одним из наших спонсоров, на встречу с королем Хасаном II. Этот монарх был человеком понимающим, с широким мировоззрением. Он сказал, что я могу снимать фильм в Марокко, но только при условии, что это никак не будет рекламироваться. После этого в кратчайшие сроки мы приступили к работе. Мы создали декорации, в том числе Каабы и Мекки. Съемку проводили по одному и тому же сценарию, но на арабском и английском языках и с разными актерами. Сначала снимали сцены на английском языке, а затем на арабском. Это было сделано для того, чтобы команда, состоящая из арабов, увидела, как следует отыграть ту или иную сцену. Например, если в английском варианте Хамзу сыграл Энтони Куинн, то в арабском – Абдуллах аль-Гайс. Мы пошли на этот шаг, чтобы рассказать Западу об исламе на его языке, с помощью его актеров и, самое главное, в соответствии с его логикой. С этой целью, например, в английском варианте фильма я намеренно уделил большое внимание диалогу о христианстве и пророке Исе (Иисусе), произошедшим между бежавшими в Эфиопию мусульманами и эфиопским королем Наджашей».

п_энтони куин в роли хамзы.jpg
Энтони Куин в роли Хамзы

«Прошло полгода после начала съемок. Несмотря на небольшие проблемы, мы продолжали снимать, не сталкиваясь с серьезными препятствиями. Однако одна новость заставила нас начать практически все с нуля. В один день на съемочную площадку прибыл посыльный от Хасана II и передал, что король ждет меня. Мы сели в машину и поехали во дворец. Когда я предстал перед монархом, то увидел, что он взволнованно ходит по комнате. Затем он повернулся ко мне и сказал: «Вы должны немедленно покинуть страну в течение 15 дней». Меня словно ударили молотом по голове. По завершении аудиенции мне удалось узнать причину этого внезапного решения. Фейсал, тогдашний король Саудовской Аравии, пригрозил королю Марокко проигнорировать саммит Лиги арабских государств, который должен был состояться в Рабате в 1974 году. Король Фейсал был лидером, которого я действительно уважал. Он был человеком слова. Но я никак не мог понять это решение. Король Хасан искренне заявил, что ничего не может поделать, и я не должен возлагать на него ответственность за это решение».

«Несмотря на то что мы столкнулись со многими проблемами еще до начала съемок, каким-то образом мы их преодолели. Но нас выслали из страны через шесть месяцев после начала съемок, у нас были здесь декорации, оборудование. Помимо всего прочего, мы даже не знали, куда нам отправиться. Именно в это время, когда среди нас царила атмосфера отчаяния, мы решили поехать в Ливию. За три дня до истечения срока, отведенного нам на выезд из страны, мы попросили ливийского лидера Муаммара Каддафи о встрече. Сразу на следующий день наше предложение было принято, и вместе с некоторыми сценами, которые мы уже отсняли, мы приехали в Триполи, чтобы встретиться с Советом революционного командования и Каддафи. На встрече мы показали имеющиеся у нас некоторые отрывки, что имело любопытный результат. Во время просмотра сцены, в которой мусульмане с криками «Аллаху акбар» пытаются доставить нашего Пророка (мир ему) в Каабу целым и невредимым, защищая его от камней, которые бросали мекканские многобожники, Каддафи под влиянием момента встал со своего места и воскликнул: «Аллах Акбар». Тогда я понял, что о судьбе моего фильма, кажется, можно не беспокоиться. Каддафи повернулся ко мне и спросил: «Почему Саудовская Аравия выступила против этого фильма? Он должен быть завершен! Что вы хотите для этого?». Я сказал ему, что у нас есть три проблемы, и если они будут решены, мы сможем продолжить съемку.

п_Декорации Каабы.jpg
Декорации Каабы

Первым из этих вопросов была судьба декораций и кинооборудования, оставшихся в Марокко, потому что их транспортировка в Ливию и повторная установка требовала больших денег. Кроме того, поскольку Марокко отказалось от спонсорства, наши финансовые возможности сократились. Каддафи продемонстрировал, что может решить эти проблемы, приказав одному из своих людей: «Сделайте все необходимое». Вторая проблема заключалась в непрофессиональных актерах, которые снимались в фильме [в качестве массовки]. В Марокко мы их нашли с легкостью. Мы просили 1000 человек, нам прислали 5000. Кроме того, плата, которую они просили, была минимальной. Каддафи предложил выделить нам солдат для решения этой проблемы. Однако я сказал ему, что те очень молоды, кроме того, бритые. А я хотел, чтобы в фильме играли зрелые люди. Тогда Кададфи обратился к командующему армией и велел ему прислать членов Фронта народного сопротивления. Таким образом, была решена и эта проблема.

п_сцена завоевания мусульманами мекки.jpg
Сцена завоевания мусульманами Мекки

Наша третья проблема заключалась в употреблении алкоголя актерами, которые снимаются в английский версии фильма. Услышав это, Каддафи замолчал и размышлял около двух минут. Затем он повернулся ко мне и сказал, что согласен и на это, но актеры должны пить только в специально отведенной для них зоне. Таким образом, благодаря практичности ливийского лидера все наши проблемы были решены. Не сбавляя темпов, мы погрузили на судно тонны одежды, снаряжения, экипажи и даже лошадей и доставили их в порт Триполи… Триполи не особо подходил для съемок фильмов. Здесь почти не было инструментов, необходимых для этого. А это означало, что мы начнем все с нуля…»

«После восстановления декораций, необходимых для фильма, мы продолжили съемки. Самым сложным для меня было руководство группой, представленной непрофессиональными актерами. Они были боевыми в такой степени, что это мешало съемкам. Например, любопытное происшествие случилось, когда мы снимали битву при Ухуде. В сцене, где Хамза сражается с многобожниками, я разместил вокруг него несколько из таких непрофессиональных актеров. По ходу сражения они должны были отступить от него и открыть свободное пространство, чтобы Вахши, раб жены Абу Суфьяна, Хинд смог бы, бросив копье, убить Хамзу. Мы все подготовили и начали снимать сцену. Вашхи кружил вокруг тех, кто обступил Хамзы, но не мог найти возможность метнуть копье, потому что актеры никак не открывали брешь. Я остановил съемку, подошел к ним и спросил: «Почему вы не подчиняетесь командам?» Полученный ответ рассмешил всех нас: «Если мы расступимся, Вахши убьет Хамзу, мы не можем этого допустить!» Спустя годы после выхода фильма я встретил актера, сыгравшего Вахши. Он заявил мне, что очень зол на меня. Я немного растерялся, так как впервые мне говорили такое во время встречи после долгих лет. Когда я поинтересовался причиной, актер поведал мне, что люди не здороваются с ним на улице из-за того, что он убил Хамзу, а кинокомпании не желают иметь с ним дело из-за сыгранной им роли, поэтому какое-то время он является безработным. Я сразу же позвонил некоторым из моих знакомых и попросил помочь этому актеру с работой. С одной стороны, я был огорчен, что его судьба так сложилась, а с другой, подобное восприятия зрителями моего фильма вызывало у меня и изумление, и гордость».

п_сцена смерти хамзы.jpeg
Сцена смерти Хамзы

«Когда мы снова снимали битву при Ухуде, произошел еще один инцидент. Согласно сценарию, в результате того, что лучники, которых Пророк (мир ему) разместил на холме для прикрытия тылов, покинули свои позиции, армия была окружена, и мусульмане оказались зажаты между двумя соединениями врагов, потеряв свое превосходство. В это время наш Пророк (мир ему) отдал приказ об отступлении, и войска подчинились, поднявшись на холмы. Соответственно, актеры, изображающие сражающиеся войска, должны были покинуть поле боя, отступая на холмы по моей команде. Мы начали снимать сцену. Я дал команду отступать, но актеры не двигались с места, хотя я повторил раз десять. Снова остановив съемку, я подошел к ним и спросил, почему они не делают то, им было велено. Полученный ответ всех нас удивил: «Мы мусульмане, мы не можем покинуть свои позиции!»»

«Две сцены дались мне очень тяжело. Первой из них, несомненно, является сцена завоевания Мекки в конце фильма. Мусульмане возвращаются победителями в город, из которого они были вынуждены уехать много лет назад из-за преследований со стороны мекканских многобожников. Поэтому я хотел видеть на лицах актеров радость победы и уверенность в себе. Я отдавал соответствующие указания, но актеры совершенно не проявляли нужных эмоций. Тогда я подошел к ним и сказал: «Завтра не будет съемок. По случаю дня рождения короля Хасана II [в 1973 году] командующий египетской армией, пересекшей Суэцкий канал во время Войны Судного дня (военный конфликт между коалицией арабских государств с одной стороны и Израилем с другой стороны, происходивший с 6 по 23 октября 1973 года), и командующий сирийской армией, преодолевшей Голанские высоты, приедут сюда, чтобы выступить перед вами».

п_во время съемок.jpg
Во время съемок

На следующий день мы собрали актеров на месте, где они должны были находиться в сцене завоевания Мекки. Там же мы поставили огромную платформу с фотографией короля Хасана II и установили под ней скрытые камеры, чтобы записывать выражения лиц собравшихся. Позже на площадке появился одетый в форму армии Египта египетский актер Абдуллах Гайс, который был еще неизвестен большинству съемочной группы. А актера Талата Хамди, приехавшего из Сирии, я одел в костюм сирийского командира. Затем я посадил их в машины и отправил примерно за милю от места съемок, попросив марокканских солдат бежать рядом с ними. И вот конвой добрался до платформы. Поскольку прошел всего год после войны, память о ней была еще очень свежей. Только увидев прибывших, люди начали сходить с ума от радости. Абдуллах Гайс и Талат Хамди вышли из машины и поднялись на сцену. Абдуллах Гейс подошел ко мне и сказал: «Я выступаю уже 40 лет, но сейчас не знаю, что делать». Я ответил ему: «Выйти и лги, как это делают все политики. Скажи что-нибудь вроде: «Мы сделали то-то, мы убили того-то, разгромили тех-то»». Абдулла Гайс взял в руки микрофон и произнес речь, которая взволновала и воодушевила присутствующих. Тем временем я записывал со скрытых камер выражения их лиц, на которых сияла радость победы. Затем на трибуну поднялся Талат Хамди. Когда он сделал традиционный жест соединения рук, принятый среди сирийских командиров, присутствовавшие, преисполнившись энтузиазма, стали бросать в воздух свои тюрбаны. Вообще-то повязать тюрбан на голову – это довольно трудоемкое дело, но в конце концов мне удалось получить те изображения, которые желал.

Вторая сцена, в которой далась мне очень тяжело, – это сцена Прощальной проповеди. Это была одной из последних проповедей, произнесенных нашим Пророком (мир ему), и носила характер «прощания», поэтому я ожидал слез от тех, кто ее слушал. Но они не смогли мне показать эмоций, которые я хотел. Размышляя о том, что же делать, я вспомнил, как на знаменитой площади Джамиул-Фна в Марракеше (Марокко) выступал популярный рассказчик с героическими историями. Он умел привлечь внимание людей. Не теряя времени, я нашел его и поинтересовался: «Ты можешь заставить этих людей плакать?». Он сказал мне, что может, но за определенное вознаграждение. После того, как мы договорились с этим человеком, мы собрали актеров, играющих сподвижников, которые слушали Прощальную проповедь нашего Пророка (мир ему) в местности, изображающей гору Арафат, и сообщили им, что шейх Хасан аль-Мекки прибыл из Мекки.

п_актеры ирина паап и энтони куин во время съемок битвы при ухуде.jpg
Актеры Ирина Паап и Энтони Куин во время съемок битвы при Ухуде

Затем на сцену вышел человек, которого мы переодели в костюм «Хасана аль-Мекки», и во всех подробностях начал рассказывать о последних днях нашего Пророка (мир ему). Через несколько минут все люди, которых мы собрали, начали плакать. Зрители, смотрящие эту сцену, видят слезы и соответствующие выражения лиц актеров. Хотя в ходе съемок фильма нам пришлось решать множество проблем, в конце концов нам удалось его закончить».

«Когда стало известно, что фильм закончен и скоро выйдет в прокат, он был запрещен во всем исламском мире. Поскольку мы не могли выпустить его в мусульманских странах, зрители впервые увидели фильм в Лондоне. Узнав об этом, английские мусульмане начали выражать протесты. Исламские организации в Великобритании, большинство из которых принадлежат пакистанцам, довольно консервативны. Ко мне они относились как к Салману Рушди, британскому писателю индийского происхождения, который вызвал бурную реакцию исламского мира своим произведением «Сатанинские стихи». Хомейни даже назначил денежную награду за его голову. Причина такого отношения заключалась в слухе о том, что роль Мухаммада в фильме исполняет Энтони Куин. Поэтому как я, так и мой фильм вызывали негативную реакцию. Я уже начал думать, что на меня совершат нападение, поэтому ходил по улицам Лондона только в сопровождении телохранителей. После я попытался встретиться с исламскими общинами, протестовавшими против фильма. Я заявил им, что если он им не понравится, то откажусь от показа. Но они отклонили мое предложение. Я начал снимать этот фильм, опасаясь негативной реакции со стороны Запада. Однако она явилась оттуда, откуда я совершенно не ожидал, из исламского мира».

п_аккад дает указания актерам1.jpg
Аккад дает указания актерам

«Затем мы договорились с одним кинотеатром и организовали показ для протестующих против фильма людей. В конце есть сцена, в которой мусульмане со всего мира совершают намаз. Когда дошло до нее, зрители встали со своих мест и выстроились рядами перед экраном, чтобы помолиться вместе с актерами. Это был один из самых эмоциональных моментов в моей жизни. Я не мог сдержать слез. В то же время сцена была очень важна для меня с точки зрения наблюдения воздействия моего фильма на зрителей».

«После завершения показы, мы вышли из зала. Ко мне подошли трое мусульман, которые смотрели фильм. Они плакали. Когда я спросил о причине, они ответили, что буклеты, рекламирующие фильм, висят на магазинах, торгующими спиртными напитками, и им невыносимо видеть титул Посланника Аллаха (мир ему) в таких неподходящих местах. Эти люди заявили, что мне необходимо сменить название фильма, которое первоначально звучало как «Мухаммад Расулуллах» («Мухаммад – Посланник Аллаха»). Сначала я пытался объяснить, что это не будет проблемой, но не смог убедить их. Тем временем они продолжали плакать. И я, погрузившись в себя, подумал: «Кто я такой, чтобы оскорблять искренние чувства людей?» А эмоции мусульман, подошедших ко мне, действительно были самыми искренними. После этого я изменил название фильма на «Рисаля» («Послание»)».

п_афиши Послания на арабском и английском языках.jpg
Афиши на арабском и английском языках

«Когда фильм вышел на экраны, тучи, сгустившиеся вокруг него, начали рассеиваться. Исламские страны постепенно отменяли свое решение бойкотировать его, разрешив показ. Остались только две страны: Иран и Египет. Последний шах Ирана не дал согласия на показ фильма. Такое положение сохранялось до Иранской революции. Однако Хомейни тоже не снял запрет, введенный до него. Тогда мы отправились в Иран, чтобы встретиться с властями. Я поинтересовался: «Почему вы не показываете фильм?» Мне ответили, что проблема возникла из-за азана, звучавшего в фильме, именно поэтому они не допускают фильм в страну. Азан был суннитским. Шиитский отличается от него тем, что в нем имеется дополнение в форме «Алийюн валиуллах». Когда я спросил, принадлежит ли эта мысль Хомейни, то получил ответ: «Нет». После этого мы обратились к Хомейни, чтобы узнать его решение. Он заявил нам: «В эпоху Пророка не было разделения на суннитов и шиитов», а после разрешил показ. Фильм вышел на экраны всех иранских кинотеатров. Кроме того, «Послание» стало первым иностранным фильмом в Иране, где зарубежная кинопродукция была запрещена. Он оставался в прокате около года».

«После того, как Иран дал свое одобрение, остался только Египет. Мы все были очень удивлены тем фактом, что хотя Египет был страной, где я написал сценарий, он не допустил мой фильм на экраны. Более того, большая часть актеров также были гражданами Египта. Я поехал в эту страну, чтобы расследовать причины этого инцидента, и попросил Комиссию по цензуре посмотреть ленту. Абдуррахман аш-Шарави, тогдашний министр вакфов, плакал во время просмотра. А когда фильм закончился, он подошел ко мне, обнял и поздравил. Однако во второй раз, когда я был в Египте и пытался встретиться с ним, он каждый раз избегал встречаться со мной. Несмотря на реакцию шейха аш-Шарави на фильм, в конечном итоге никаких изменений не произошло».

п_аккад дает указания актерам.jpg
Аккад и актеры

«Аль-Азхар подобен политическому институту. С каждым новым главой страны его система полностью меняется. Решение, касающееся моего фильма, не было основано на религиозных мотивах. Как я уже отмечал, аль-Азхар похож на политический институт, и я думаю, что в основе запрета лежали политические соображения. Такой фильм мог разбудить исламскую оппозицию в стране, чего существовавшая на тот момент система не хотела. Спустя некоторое время, я бросил это дело [т.е. перестал добиваться показа «Послания» в Египте], потому что фильм уже зарекомендовал себя и демонстрировался во всем мире».

«Во время просмотра аудитория либо остается пассивной, либо устанавливает связь с фильмом, отождествляя себя с его персонажами. Секрет популярных фильмов кроется в последнем. Именно это является ключевым фактором, который сделал «Послание» успешным, в частности, в западном мире. Поскольку мы снимали фильм на английском языке, с западными актерами и даже в соответствии с западной логикой, западная аудитория смогла легче создать связь с ним. Да, у нас было много проблем как на этапе подготовки и съемок, так и на этапе показа фильма. Однако я всегда сохранял позитивный настрой».

«Если бы я потратил миллион долларов, все равно бы не добился такого успеха в его рекламе, который фильм получил естественным образом».

п_аккад в Энтони куином и абдуллахом аль-гайсом, исгающими хамзув английской и арабской версияхфильма.jpg

(При подготовке этого текста были использованы многочисленные интервью на арабском языке Мустафы Аккада, опубликованные в различных СМИ)

Автор: Амир Маруф Шатир

Источник: https://www.gzt.com/mecra/cagri-filmi-nasil-cekildi-mustafa-akkad-anlatiyor-3594004

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку