Исламские новости

Медресе Нувваб – учебное заведение, готовившее мусульманских религиозных деятелей в Болгарии 10 Марта 2023

Медресе Нувваб – учебное заведение, готовившее мусульманских религиозных деятелей в Болгарии

Хотя оно действовало всего 27 лет и было закрыто в 1950 году, медресе Нувваб сыграло важную роль в подготовке мусульманских религиозных кадров в Болгарии.

Когда в результате процессов, последовавших после русско-турецкой войны 1877-1878 годов, в 1908 году Болгария обрела независимость, болгарские мусульмане уже не могли полагаться на Стамбул в реализации своих религиозных и социальных потребностей. В соответствии со Стамбульским протоколом, подписанным между Болгарией и Османской империей 6-19 апреля 1909 г., и вторым дополнительным протоколом к ​​Стамбульской конвенции, подписанным 29 сентября 1913 г. на основании этого протокола, было принято решение о создании в стране религиозного учебного учреждения для обучения нуввабов (муфтиев или заместителей муфтия). Однако долгое время проект не мог быть реализован из-за Первой мировой войны. Только в 1920 году в соответствии с приказом Главного муфтия Сулеймана Фаика Эфенди была образована комиссия по подготовке программы и устава этого учебного заведения, получившего название Мадрасатун-нувваб или Медресе Нувваб. Положения, подготовленные этой комиссией, были приняты и введены в действие.

Медресе Нувваб было решено открыть при мечети Халиля-паши (мечеть Томбул) в городе Шумен. Так как комиссия, в основном, состояла их деятелей, имеющих отношение к системе образования, то в предлагаемой ими программе светские предметы занимали больше места, чем религиозные. Обосновывалось это тем, что задачей учебного заведения была подготовка учителей для удовлетворения насущных потребностей верующих, а не муфтиев, несмотря на его название. Подобная новаторская программа стала предметом бурных дебатов, которые продолжались в регионе в течение многих лет. Одни заявляли, что необходимо готовить ученых, хорошо знающих религиозные науки, и предлагали ввести трехступенчатое обучение длительностью 12 лет. Реформаторы, составлявшие вторую группу, поддерживали концепцию медресе в существовавшем виде. Третья группа состояла из прозападных журналистов, которые были категорически против религиозного образования.

Пока продолжались дискуссии, в 1922-1923 учебном году была открыто отделение средней ступени медресе. Можно утверждать, что в разные периоды его деятельности требования первой и третьей вышеперечисленных групп получали частичную реализацию. С другой стороны, 5 февраля 1923 года, вскоре после открытия учебного заведения, учащиеся создали ассоциацию под названием «Общество руководствующихся повелениями Аллаха» (Müsterşidler Cemiyeti), чтобы расширять сотрудничество между студентами, развивать среди них чувство братства, основать библиотеку и проводить конференции. Это общество играло важную роль на протяжении всего периода существования медресе. Само учебное заведение стало одним из центров реформаторской деятельности болгарских мусульман благодаря как тому, что его учебную программу составляли умеренные реформаторы, так и усилиям вышеупомянутой студенческой ассоциации.

Учебная программа Медресе Нувваб была подготовлена ​​в соответствии с современными на тот момент требованиями. Помимо таких предметов, как Коран, арабский язык, персидский язык, исламское право, калям (догматическое богословие), исламская нравственность (ахляк), исламская история, в нее были включены математика, ботаника, география, болгарский язык, история Болгарии, общая истории, турецкая литература, каллиграфия, живопись, естественные науки, космология, химия и воспитание. Когда в 1933 году медресе был присвоен статус лицея, в программу включили уроки педагогики, геологии, физкультуры, труда и музыки. В октябре 1930 года в нем было открыто отделение высшей ступени, предполагающее трехлетнее обучение. Учащиеся этого отделения изучали исламское право, методологию исламского права (усуль аль-фикх), «Маджуллу» (крупнейшую кодификация норм мусульманского права, которая была создана в Османской империи), политику, ахкам-и аукаф (нормы исламского права, касающиеся деятельности благотворительных фондов – вакф), хукук-и дуваль (взаимоотношения между государствами) и другие подобные предметы.

Вскоре после восстания 9 сентября 1944 года и прихода к власти Болгарской коммунистической партии на конференции турецкого меньшинства было внесено предложение преобразовать Медресе Нувваб в турецкий лицей, чтобы оно имело равные права с болгарскими средними школами, а отделение высшей ступени превратить в Педагогический институт. Но так как лица, проводившие преобразование, руководствовались тем, что национальные чувства противоречат религиозным, был дан ход процессу устранению религиозного характера учебного заведения. В результате в учебной программе символически остались только уроки Корана и арабского языка. В 1945-1946 годах срок обучения был сокращен с пяти до четырех лет. Руководители и некоторые учителя были уволены. Кроме того, впервые в Медресе Нувваб стали обучать и девушек. В 1949 году религиозные предметы были окончательно упразднены, а школа переименована в Турецкую среднюю школу имени Назыма Хикмета.

Окончившие Медресе Нувваб могли стать муфтиями, заместителями муфтия, секретарями имамов и шариатских судов. В месяц Рамадан студенты ездили в мусульманские районы Болгарии, чтобы совершать религиозные службы и наставлять верующих. Таким образом, они накапливали опыт, а также собирали материальную помощь для своих нужд и нужд школы. Кроме того, выпускники медресе получили право преподавать. Процессы вестернизации привели к тому, что с третьего курса студенты делились на два потока – педагогов и богословов.

676 человек стали выпускниками среднего отделения Медресе Нувваб, пока оно не было закрыто в 1947 году, а 67 человек закончили высшее отделение, включая последний набор в 1945 году.

Отсутствие учебников в медресе было постоянной проблемой. В первые годы его деятельности использовали извлечения из классических источников, которые со временем издали как отдельные книги. Работы по тафсиру (толкованию Корана), хадисам, методологии хадисов (усуль аль-хадис), фикху (исламскому праву), каламу, исламской истории и этикету (адаб), написанные Юсуфом Зияуддином Азхари, в значительной степени удовлетворили потребность в учебной литературе. Кроме того, этому помогали и книги на арабском, персидском и турецком языках из богатой библиотеки мечети Халиля-паши. В Медресе Нувваб вместо традиционного в исламском мире метода заучивания наизусть была принята западная методика, основанная на анализе и беседе, за исключением последних лет его деятельности.

Преподавали в медресе как турки, так и болгары. Часть учителей была выпускниками высшего отделения этого же учебного заведения. После его закрытия многие из них уехали в Турцию.

Несмотря на то, что Медресе Нувваб было фактически закрыто с 1950 года, его бывшие преподаватели и выпускники вплоть до 1990-х годов занимали разные должности как в Турции, так и в Болгарии. С того времени в Болгарии были открыты три лицея имамов-хатибов, один из них – в здании Медресе Нувваб в Шумене. Также в Софии был создан и Высший исламский институт. Эти учебные заведения готовят мусульманских религиозные деятелей и богословов, продолжая традиции среднего и высшего отделения Медресе Нувваб.

Автор: Ибрахим Хатипоглу

Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку