Исламские новости

Мусульмане Ганновера 25 Марта 2023

Мусульмане Ганновера

Расположенный в Северной Германии Ганновер является столицей и крупнейшим городом Нижней Саксонии с населением более 535 000 человек. В 2009 году в Ганновере проживало около 45 000 мусульман, а в августе 2011 года – уже около 90 000.

История мусульман в Ганновере восходит к XVII веку, когда в расположенной здесь летней резиденцией королевского дома, согласно моде того времени, служили в качестве лакеев захваченные в плен турки. На местном кладбище имеются относящиеся к 1691 году могилы двух из них, Хеммета и Хасана. Они считаются старейшими сохранившимися исламскими захоронениями на немецкой земле. 

С начала XX века еще во времена Германской империи в расположенный в Ганновере Институт технологий стали приезжать студенты из исламских стран, таких как Турция и Иран. Ситуация резко изменилась во второй половине XX века. С подписанием в 1961 году Соглашения о найме между Федеративной Республикой Германия и Турцией мусульманская община в городе стала быстро меняться: к относительно небольшой группе студентов присоединились так называемые «гастарбайтеры». В 1963 году в Ганновере проживало уже около 600 турецких граждан. В подавляющем большинстве они были мужчинами. Закон об иностранцах 1965 года разрешил им воссоединиться со своими семьями, поэтому многие из них привезли жен и детей. В 1970 году в городе было 4828 человек, имеющих турецкое гражданство, а в 1975 году – уже 13 059. Таким образом, в Ганновере образовалась многочисленная турецкая диаспора. Сейчас в городе действует несколько турецких мусульманских общин и мечетей. Исламские центры играют не только религиозную, но и культурную роль. Здесь можно изучить турецкий язык и культура, желающие могут позаимствовать турецкую литературу в библиотеке или прийти на курсы османского языка. Также здесь проходят детские праздники.

г_Турецкий исламский центр в Ганновере.jpg
Турецкий исламский центр в Ганновере

В последующие годы помимо турецких рабочих в Ганновере росло число выходцев из других мусульманских стран, главным образом, беженцев, ставших таковыми из-за политических или религиозных преследований и войн, в частности, гражданских. Примерно в 1980 г. в Ганновер стали приезжать иранцы, а после 1990 г. – беженцы из Боснии, Ирака, Афганистана, Пакистана и других стран с преимущественно мусульманской культурой.

Мусульмане с Ближнего и Среднего Востока, из Европы и Африки сначала молились вместе в турецких мечетях, но языковой барьер не позволял им интегрироваться в турецкую общину. Поэтому они стали создавать свои храмы. В 1992 году с целью дать мусульманам из разных стран духовный дом была основана Масджид аль-Умма, руководство которой взяли на себя пакистанцы во главе с Мохаммадом Афзалом Куреши. Так как прихожанами мечети были люди разных национальностей, языком общения для них стал немецкий.

«Мы стали первой мечетью в Ганновере, где пятничная проповедь читалась на немецком языке», – вспоминает Куреши.

г_мечеть Хаджи Байрам в Ганновере.jpg
Мечеть Хаджи Байрам в Ганновере

Увеличение количества мусульман привело к дальнейшему разделению их на различные ассоциации со своими мечетями и центрами. В этом сыграли роль богословские различия, но, прежде всего, общий язык и происхождение. Свою мечеть создали сирийские и ливанские мусульмане. Выходцы из западноафриканских стран, таких как Того, Гана, Бенин и Гамбия, основали Африканский мусульманский союз. Их объединяет принадлежность к этнической группе хауса. В созданном им центре имеется даже магазин западноафриканских деликатесов и исламской одежды. Верующие из разных арабоязычных стран основали Общество понимание ислама в 2000 году и открыли мечеть аль-Худа.

г_мечеть аль-Худа в Ганновере.jpg
Мечеть аль-Худа в Ганновере

«Межнациональное сообщество взаимного знакомства», расположенное в самом сердце Северного города, является местом встреч мусульман с марокканскими корнями. При посредничестве Министерства религии Марокко, которое оказывает поддержку диаспорам, община привезла и наняла сертифицированного государством имама со своей родины.

Для афганских мусульман-суннитов с 2006 года существует мечеть в центре города, также в Ганновере действует Афганское культурное общество.

С албанскими и боснийскими мусульманами, прибывшими в качестве трудовых мигрантов, а позже и беженцев из распавшейся Югославии, в Ганновер пришел ислам европейского толка. Верующие албанского происхождения молятся в мечети Исламского албанского образовательного и культурного центра. 

С 1974 года в Ганновере существует община ахмадитов. Им принадлежит большая и красивая мечеть Сами, открытая в районе Шварц-Хайде в 2008 году.

г_ахмадитская мечеть Сами.jpg
Ахмадитская мечеть Сами

Тенденция к дифференциации наблюдается не только у суннитов, но и шиитов. Ганноверские шииты также сначала молились вместе в арендованном помещении, но затем разделились на разные общины в зависимости от стран происхождения. Турецкая шиитская мечеть Ахли Бейт в Северном городе названа в честь семьи Пророка (мир ему). Афганские шииты основали мечеть Хазрат Мохаммед в Линдене и свое общество Паяме Нур. В ассоциации Исламский центр Ганновера собрались шииты иранского происхождения. Хотя они составляют большинство среди последователей этого течения, проживающих в Германия, в Ганновере их немного.

г_мечеть Ахли Бейт в Ганновере.jpg
Мечеть Ахли Бейт в Ганновере

Вместе с этим, мусульмане города предпринимают попытки объединения. В мае 2012 года восемь суннитских общин, не говорящих на турецком языке, создали «Конфедерацию мечетей Ганновера». Они выпускают общий календарь с указанием времени молитв в Ганновере и арендуют большие залы на Курбан-байрам и Рамазан-байрам, что позволяет верующим молиться и праздновать вместе. «Мы являемся свободным объединением молодежи из десяти различных мечетей и поставили перед собой цель познакомить с исламом других молодых людей, независимо от их этнической или религиозной принадлежности, осуществляя призыв на немецком языке», – объясняет Керим Гекчеоглу.

В мечетях всех общин уделяется большое внимание образованию и обучению. В части из них имеются специально оборудованные классные комнаты с доской и школьной мебелью. Здесь учат правильно читать Коран, а также тонкостям мусульманского вероубеждения и исламского права. Мусульмане Ганновера считают: только тот, кто хорошо знает свою религию, способен не поддаться на лозунги.

г_1.jpg

Многие исламские ассоциации поощряют не только религиозное образование, но и успехи детей и молодежи в учебе. В городе имеется частная гимназия и средняя школа, которые посещают дети из семей турецких иммигрантов.

Прибытие тысяч мусульманских беженцев в Ганновер поставило перед местными мусульманами новую задачу. Активисты многих общин посещают приюты, готовят еду, чтобы прервать пост в Рамадан, или приглашают братьев и сестер по вере в свои мечети.

Мусульманам Ганновера удалось создать инфраструктуру, позволяющую им следовать правилам своей веры и в Европе. Это включает в себя организацию общинами мечетей паломничества в Мекку, публикацию текущего времени обязательных молитв и обеспечение продуктами халяль. В диалоге с многочисленными учреждениями города они позаботились о том, чтобы потребности верующих были учтены: в аэропорту имеется мусульманский молитвенный зал, а также выставочный центр. 

С 1989 года на местном муниципальном кладбище выделено место для мусульманских захоронений. В ходе диалога в 2010 году город Ганновер и Шура Нижней Саксонии пришли к решению, что мусульман можно хоронить в соответствии с исламскими заповедями не в гробу, а в льняных простынях. «Мы стремимся к интеграции мусульман и работаем над приведением религиозных представлений в соответствие с многочисленными немецкими правовыми нормами», – говорит руководитель отдела городских кладбищ Кордула Вехтлер.

Но не все мусульмане хотят быть похороненными на чужбине. Многие выходцы из Турции и Марокко по-прежнему оформляют страховку, которая покрывает перевоз тела и захоронение на родине.

мусульманкое кладбище ганновера.jpg
Мусульманкое кладбище Ганновера

В Ганновере находятся два старейших мусульманских захоронения в Германия. Одно из них принадлежит кавалеристу по имени Хеммет (сокращение от Мухаммед), который попал в плен в 1683 году, когда османы потерпели поражение у Вены. Предположительно, он был передан герцогине Софи в качестве живой добычи и служил ей лакеем до своей смерти в 1691 году. Хеммет был одним из примерно десяти-двадцати османов, попавших в Ганновер. В отличие от большинства своих товарищей по судьбе, которые были насильно крещены, он сохранил свою веру. Вот почему соотечественники похоронили его по исламскому обряду за пределами христианского кладбища. На его надгробье имеются надписи на немецком и турецком языках. Рядом с ним покоится его брат по вере. Кто он, можно только догадываться, возможно, его звали Хасан.

г_могилы Хеммета и Хасана.jpg
Могилы Хеммета и Хасана

Министерство обороны Турции отреставрировало сохранившиеся два из четырех первоначальных надгробий. В 2000 году они были восстановлены вместе с мемориальной доской на немецком и турецком языках недалеко от их первоначального места.

г_мусульманское надгробие на кладбище ганновера.jpg
Мусульманское надгробие на кладбище Ганновера

Источник: https://www.haus-der-religionen.de
Religionen in Hannover , hg.v. Rat der Religionen, Hannover 2016.

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку