Исламские новости
Как марокканское сообщество помогло сформировать Бельгию и построить ее инфраструктуру
Бахир М'Рабет только родился, когда его отца, ткача из Танжера, пригласили работать на текстильном предприятии в Бельгии. Хотя жена его всячески отговаривала, в 1966 году мужчина все же решился на миграцию, надеясь заработать как можно больше и вернуться на родину через несколько лет. Однако все пошло не так, как планировалось. Год спустя Бахир со своей матерью, братьями и сестрами присоединились к главе семьи, приехав в Брюссель.
Таким образом, родители Бахира принадлежали к поколению марокканских рабочих, нанятых Бельгией в 1960-х годах, чтобы восполнить нехватку рабочей силы в таких отраслях, как горнодобывающая, обрабатывающая промышленность, металлургия и строительство. «Я не думаю, что кто-то из марокканцев ехал в Бельгию, планируя там остаться», - говорит он.
Сегодня в Бельгии насчитывается около 600 000 человек марокканского происхождения. Первоначально община состояла из мужчин, но со временем, как и в семье М'Рабет, к ним присоединились женщины и дети, что привело к росту марокканской диаспоры, которая сегодня является крупнейшим этническим меньшинством в стране.
Как рассказывает Бахир М'Рабет, поначалу местное бельгийское население тепло приветствовало их. «Было холодно, зимы были суровыми. Мы оставили позади средиземноморское голубое небо... Мы были своего рода достопримечательностью, экзотикой. Когда местные жители обычно приглашали моего отца на кофе, они просили потрогать его волосы», - вспоминает мужчина.
Несмотря на дружелюбие местных жителей, не все шло гладко. В 1980-х годах стал наблюдаться рост безработицы, что привело к усилению антимигрантских настроений. М'Рабет вспоминает: «В те годы ощутимо заметно стало присутствие расизма. Возродился крайне правый дискурс, о котором мы забыли со времен Второй мировой войны».
Марокканский тажин
Дискриминация стала более распространенной: домовладельцы отказывались сдавать жилье иностранцам, особенно арабам и чернокожим, а разные заведения не принимали их. «Чаще всего их обвиняли в том, что они приехали, чтобы присвоить рабочие места и женщин», - рассказывает Бахир М'Рабет.
Ситуация ухудшилась после 11 сентября и терактов 2016 года в метро и аэропорту Брюсслея, в результате которых погибли 32 человека.
В первые дни своего переезда в Бельгию семья М'Рабет жила в стесненных финансовых условиях. Бахир вспоминает: «В нашем жилище не было ни ванны, ни душа. Мы стирали руками в общественных банях».
В школе его несовершенное знания французского языка также усложняли ситуацию, но он был полон решимости помогать другим. В конце концов, Бахир М'Рабет начал работать в Foyer, организации, созданной в 1969 году для проведения мероприятий для детей мигрантов.
По его словам, коренное население не считает приезжих бельгийцами и не принимает их в полной мере. «Это можно почувствовать по тому, как они смотрят на нас в повседневной жизни», - говорит он.
Сегодня Бахир М'Рабет является координатором общественного центра в Моленбеке, одном из беднейших муниципалитетов Бельгии. Занимая эту должность, он призывает молодежь с иностранными корнями принять свою бельгийскую идентичность, поскольку Бельгия – это их страна. «Будучи бельгийцем, я не забываю о своих марокканских корнях. Я не забуду, что мои родители отказались от всего, чтобы дать нам шанс на лучшую жизнь», - говорит М'Рабет.
Марокканские угольщики в Бельгии
После Второй мировой войны Бельгия столкнулась с необходимостью реконструкции, но страдала от нехватки рабочих рук. Правительство прибегло к найму рабочих из-за рубежа. Особенно они были необходимы в добычи угля, поскольку, она требовала напряженного труда, а уголь был основным источником энергии.
Соглашение, подписанное в 1946 году с Италией, позволило привлечь к работе на шахтах итальянцев. Но шахтеры столкнулись с суровыми условиями и дискриминацией. После гибели 136 итальянцев в Марчинелле во время крупнейшей в истории горного дела Бельгии катастрофы, многие предпочли отказаться от такой работы.
Оборудование угольной промышленности
Чтобы восполнить нехватку рабочей силы, Бельгия подписала соглашения с Испанией и Грецией в 1957 году и с Марокко и Турцией семь лет спустя. Бедность и безработица в Марокко заставляли людей, особенно выходцев из сельской местности, уезжать, и в 1964 году сотни марокканских мужчин в возрасте от 20 до 35 лет прибыли в Бельгию.
Из-за довольно хорошего понимания марокканцами французского языка работодатели положительно относились к ним, также считая их спокойными, религиозными и покорными. Когда к ним присоединились их семьи, это еще больше привязало мигрантов к Бельгии.
Создание Бельгии
В 1960-е годы в бельгийских городах наблюдалось бурное развитие: строились новые дороги, туннели, трамвайные пути, офисы и мосты.
«Мой отец помогал строить многие знаковые здания в Брюсселе. Брюссель был построен руками этого первого поколения марокканских мигрантов», - говорит Закия Хаттаби, министр по климату и окружающей среде Бельгии.
В 1970-х годах марокканцы составляли значительную часть работников городской системы общественного транспорта, причем на некоторых станциях их доля составляла 80%. Музей миграции в Брюсселе собрал свидетельства рабочих, в том числе Мохаммеда, который заявил, что «бельгийцы неохотно работали водителями трамваев из-за сложного графика».
С замедлением экономического роста в конце 1960-х годов, безработица начала расти. Но иммигранты, которые обосновались в стране, привезя свои семьи и обустроив жизнь, не спешили возвращаться на родину.
Закия Хаттаби
Официальные иммиграционные соглашения закончились в 1974 году, но миграция из Марокко продолжается по сей день – одни приезжают в поисках новых возможностей, а другие для воссоединения со своими семьями.
Одна из проблем диаспоры в Бельгии связана с тем, что негативные инциденты, связанные с лицами марокканского происхождения, часто привлекают непропорционально большое внимание, затмевая их достижения. «Падающее дерево производит больше шума, чем растущий лес. Есть множество марокканцев, сделавших успешную карьеру на должностях разного уровня, но о них практически не говорят… Хотя я привязана к своим марокканским корням, я считаю себя частью бельгийского общества, поскольку родилась здесь», - говорит Закия Хаттаби.
Достижения марокканцев
Сегодня в Бельгии немало представителей марокканской общины, преуспевших во многих областях, от политики до искусства, науки, медицины, бизнеса и спорта.
В ходе выборов 2019 года шесть граждан марокканского происхождения были избраны в Палату представителей, в то время как 21 бельгийско-марокканский депутат получил места в региональных парламентах.
Адиль Эль Арби и Билал Фалла являются всемирно известными бельгийскими режиссерами, снявшими такие фильмы, как «Image» (2014), «Black» (2015) и «Gangsta» (2018), а также третью часть франшизы «Плохие парни» и сериал «Мисс Марвел». Актриса Лубна Азабаль снялась во множестве фильмов, в том числе в таких отмеченных критиками, как «Рай сегодня» (2005) и «Пожары» (2010).
Адиль Эль Арби и Билал Фалла
Марокканская кухня оказала сильное влияние на бельгийскую. В меню ресторанов и в домашних хозяйствах по всей стране часто встречаются такие блюда, как тажин и особенно кускус.
«Кускус прочно вошел в бельгийскую кухню, включая современные кулинарные шедевры», - говорит шеф-повар Фати Халис, проживающая в городе Хасселт. Она отмечает, что кускус в Бельгии стал универсальной основой для различных блюд, от салатов до рагу.
Как сообщает Закия Хаттаби, молодые представители марокканской диаспоры сегодня отстаивают свое право принадлежать к бельгийскому обществу: «В прошлом родители извинялись за то, что присутствуют в Бельгии, но сегодняшняя молодежь уверенно считает, что они дома, и заявляет о своих правах. Молодые люди также осознают и свои обязательства как граждан страны и признают их». Вместе с этим, она заявляет: «Возможно, нам нужно сделать свое присутствие более заметным».
Чувствуя себя как дома
Таха Аднан уехал из Марракеша в 1996 году, чтобы учиться в университете в Брюсселе. В своей книге «Размышления о писательстве и изгнании» писатель объясняет, что он «не изгнанник и не иммигрант, а скорее тот, кому пришлось найти новый образ жизни после двух лет безработицы» в Марокко.
Хотя авторы арабского происхождения в Бельгии предпочитают писать на голландском или французском языках, Таха Аднан выступает за бельгийскую литературу на арабском языке. По его мнению, арабский язык способствует разнообразию бельгийской идентичности.
Он публикует стихи, пьесы, сборники, а также многое сделал для того, чтобы голоса арабских писателей, проживающих в Бельгии, были услышаны, организуя литературные фестивали и разные мероприятия.
Аднан был куратором двух сборников: «Брюссель марокканский», в котором собраны работы марокканских писателей, изображающих столицу Европы, и «Это не чемодан», в котором представлены тексты арабских авторов, делящихся своим опытом проживания в этой североевропейской стране.
Прогуливаясь вдоль канала в Моленбеке, Аднан говорит, что «чувствует себя в Бельгии как дома». Многие люди с марокканскими корнями, нашедшие свое место в разных сферах бельгийского общества, чувствуют то же самое.
Автор: Виттория Волгаре Деталье
Источник: www.middleeasteye.net
Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала