Исламские новости

Узбекская завия Иерусалима и ее последний хранитель 6 Ноября 2023

Узбекская завия Иерусалима и ее последний хранитель

Старый город Иерусалима – это сокровищница духовной истории. Толпы людей прогуливаются по древним булыжникам среди праздничных цветов, чарующих запахов и интересных лиц, которые проходят мимо вас и навсегда исчезают в переулках времени.

На улице Виа Долороза, недалеко от ворот Аль-Гаванме, живет семья Бухари – ее основатели мигрировали из Узбекистана триста лет назад. Они создали здесь суфийскую обитель ордена накшбандия, которая получила название Узбекской завии. Изеддин Абдул Азиз Муса Бухари молодой человек в современной одежде, сейчас он является ее хранителем. Он рассказывает: «Здание обители тариката накшабандия было построено в XIV веке, его также называют Узбекской завией. Моя семья переехала из Бухары в Узбекистане в Иерусалим в 1616 году, чтобы преподавать суфизм. Сюда стекались люди всех национальностей завия служила посольством в Святой Земле, это было место, где паломники останавливались, чтобы отдохнуть. Им предоставлялись приют и еда».

Он сам является представителем шестого поколения и единственным оставшимся мужчиной в семье. Некоторое время молодой человек жил в Америке, но когда скончался его отец, шейх Абдул Азиз Бухари, Изеддин вернулся на родину, чтобы заботиться о своей матери и Узбекской завие.

«Живя здесь, понимая традицию и роль, которую мы сыграли, я могу наполнить завию веяниями современности … Узбекская община в основном вступила в смешанные браки и влилась в палестинское общество, а также распространилась по Газе, Яффо и Западному берегу. Я считаю себя палестинцем. В Старом городе осталась только моя семья, и 80% нашей собственности перешло во владение исламского вакфа. В прошлом Исламский суд арендовал часть нашей собственности – мой прадед был судьей, и поскольку семья принадлежала к вакфу, собственность перешла к нему», – поведал Изеддин.

Вспоминая старые времена, Изедин говорит: «Мой отец рассказывал, что каждый четверг в завие был вечер медитации, и мы кормили сотни паломников ‘булафом’ (пловом) – узбекским блюдом из риса, мяса и моркови. Читая книги моего дедушки, я узнал, что во времена османского владычества турки выделяли средства для этого. Но все это прекратилось, когда Израиль оккупировал Старый город в 1967 году и ввел высокие налоги на недвижимость».

«Турки покровительствовали суфизму, когда владели Иерусалимом. Когда он стал принадлежать Иордании, то власти рассматривали это течение не как часть ислама, а скорее как новшество, поэтому постепенно он стал исчезать», – рассказывает Изеддин.

уз-Изеддин бухари.jpg

Со времен Накбы число последователей суфизма в Иерусалима сократилось до пары сотен человек, причем многие предпочли ему традиционные исламские течения. Но Узбекская завия сохраняется в Старом городе и по сей день. Бухари говорит: «Сегодня интерес к суфизму сместился на Запад. Здесь, в Узбекской завии, медитация больше не проводится, но люди все еще приходят сюда, чтобы узнать ее историю». «Для меня суфизм – это моя собственная связь с Творцом и Вселенной. Мне не нужно, чтобы кто-то еще подтверждал это. Это нечто священное между мной и Творцом», заявляет он.

Изуддин говорит: «Я провожу встречи и сеансы медитации далеко отсюда, в Рамалле, с молодым поколением. Поскольку интерес к суфизму связан с духовностью, узбекская традиция все еще жива, ее дух все еще присутствует».

уз_изеддин проводит экскурсию.jpeg

Возвращаясь к Узбекской завии и ее упадку, Бухари рассказывает: «Во времена моего отца с 2000 по 2010 год это место служило Узбекским культурным центром. Мы организовали выставки о наших корнях в Иерусалиме, узбекской культуре и богатстве исламской истории в Узбекистане, и именно так отец связался с правительством Узбекистана. Он был наблюдателем от ООН во время выборов в Узбекистане, но почему-то не получил от них никакой помощи, хотя турки, которые больше интересуются суфизмом, помогли с ремонтом здания. Кроме того, мой отец был вовлечен в мирные [усилия] с организациями и религиозными лидерами, такими как «Иерусалимские миротворцы» и «Авраамическое воссоединение», поскольку наша семья служила мостом, который объединял людей через суфизм. Во времена моего отца по меньшей мере 20 человек приняли здесь ислам».


Хотя Изеддин твердо намерен сохранить вековую узбекскую суфийскую традицию в Иерусалиме живой, его интересы не ограничиваются только этим. Настоящее его увлечение – кулинария. Еще в Америке он готовил блюда палестинской кухни, а после возвращения на родину создал проект «Священная кухня». Изеддин проводит гастрономические экскурсии по Старому городу, рассказывает истории, делится традиционными блюдами и знакомит туристов с местными продавцами. Также он устраивает кулинарные мастер-классы. Сохранение наследия палестинской кухни молодой человек считает своим вкладом в борьбу за свободу Палестины. «Они [Израиль] пытаются научить нас перестать быть палестинцами. А мы говорим: «Мы не можем». Просто мы действительно не можем. Это у нас в крови, это наша история, наследие. Это присутствует в каждом мусахане (обжаренная курица с сумахом, запеченная на лепешке), в каждом варак давали (виноградные листья с начинкой из риса, овощей, приправ и мяса). И именно так мы продолжаем оставаться палестинцами», – говорит последний хранитель Узбекской завии Иерусалима.

Автор: Рафик Гангат

Источник: www.gulfnews.com

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку