Исламские новости
Афганцы, ислам и Австралия: от погонщиков верблюдов до наших дней
Помимо некоторых доколониальных контактов между торговцами из индонезийского порта Макасар и аборигенами йолгну в Арнем-Ленде, постоянное присутствие ислама в Австралии началось в 1860-х годах с прибытием афганских погонщиков верблюдов для работы в составе экспедиций в австралийской глуши.
Мечети афганских погонщиков верблюдов по всей Австралии
Первые четыре погонщика верблюдов прибыли на австралийскую землю в 1860 году для оказания помощи в экспедиции Берка и Уиллса. Они происходили из Пешавара и ввиду своей немногочисленности не создали отдельной общины.
В 1866 году впервые 32 погонщиков и 121 верблюда были привезены на континент в коммерческих целях. Животные были закуплены на верблюжьих рынках в Раджастане в Индии и Кандагаре в Афганистане. Погонщики верблюдов, нанятые в Раджастане и Афганистане, имели преимущественно афганского происхождения и были мусульманами. Финансировал проект Томас Элдер, который позже привез еще погонщиков в 1884 и в 1893 годах для работы в Южной Австралии, Северной территории и Западной Австралии. В 1880-1910-х годах афганские торговцы верблюдами ездили в Индию и Афганистан, и нанимали своих соотечественников, чтобы они трудились в Новом Южном Уэльсе, Квинсленде и Западной Австралии. По некоторым оценкам, к 1890-м годам в Западной Австралии насчитывалось около 1000 афганских погонщиков верблюдов, а к 1901 году в Австралии в целом их было 3000. Их называли «ган».
Были организованы регулярные караванные маршруты от складов в центральных районах и на железнодорожных станциях. Погонщики женились на местных женщинах и создавали семьи в афганских поселениях, которых называли «городами ганов». К 1880-м годам они начали возводить и духовные центры, мечети, в колониях по всей Австралии. Лидеры афганской общины, «джамидары», требовали от ее членов вносить свой вклад в финансирование строительства мечетей. Последние часто представляли собой непритязательные сооружения из досок и столбов. Стены делали глинобитными и оцинковывали железными листами, а кровлю покрывали соломой. По всей австралийской глубинке с 1880-х годов примерно до конца 1920-х годов можно было услышать призыв муэдзина к молитве. Это отмечали в своих заметках репортеры, писатели и путешественники, посетившие такие места, как Кулгарди и Марри. Со временем, когда афганская община стала богаче, были построены три большие постоянные мечети. В общей сложности за период с 1884 по 1930 годы на средства погонщиков верблюдов по всей Австралии было возведено около 16 мусульманских храмов.
В начале 1930-х годов Марри Сайед Гуламадин стоит у бассейна для омовения около третьей мечети Марри
Известно, что в 1890-1910 годах несколько мулл, действовавших в качестве «приезжих священнослужителей» или «миссионеров», прибыли из Карачи, чтобы служить своим братьям по вере в Южной и Западной Австралии.
Афганские мечети по всей Австралии имели общие черты. В них не было мебели. Верующие молились на своих молитвенных ковриках. Источником воды для омовений служил пруд или корыто. В нише в стене хранился Коран. В каждой мечети висело изображение Мекки. Нередко к храму примыкало отдельное здание меньшего размера – кухня. Здесь угощали мулл или святых людей, таких как саиды, прибывавших из далеких стран, или гостей из пустынных поселений, посещающих городские мечети. Также в них готовили пищу для праздников по окончании Рамадана. На территории, прилегающей к мечетям, сажали финиковые пальмы или фруктовые деревья.
Некоторые из мечетей, построенные афганской общиной, стоят по сей день. Одни из них действующие, а другие сохраняются в качестве исторических памятников. Являясь частью наследия погонщиков верблюдов в Австралии, они популярны среди местных и иностранных туристов.
Южная Австралия
«Город ганов» в Херготт-Спрингс на севере Южной Австралии был основан погонщиками верблюдов, которые переехали из станции Бельтана, чтобы создать новую станцию ближе к внутренней части континента, где верблюжьи перевозки пользовались большим спросом. К 1870-м годам он был крупнейшим из афганских поселений в Австралии и был известен как «Малая Азия» или «Маленький Афганистан». Первая мечеть Херготт-Спрингс, построенная примерно в 1884 году, находилась недалеко от природных источников или артезианской воды, вдали от города, на «площадке Фаиза Магомета». Здание представляло собой грубое прямоугольное сооружение с низкими глинобитными стенами. Соломенная крыша опиралась на деревянные брусья. Частично открытые стены позволяли ветру охлаждать молящихся в жаркие летние месяцы. Неподалеку находился бассейн для омовения, наполненный водой, подаваемой по системе оросительных труб, построенной богатым погонщиком верблюдов и торговцем шейхом Абдул Кадером. От бассейна, рядом с которым были высажены финиковые пальмы, к мечети вели деревянные ступени. Духовным лидером местной общины был мулла Ассам Хан, родиной которого был Пешавар. Это здание просуществовало примерно до 1901 года.
После того, как первая мечеть обветшала, афганская община построила к 1910 году вторую мечеть с соломенной крышей, названную «храм Махомадана». Здесь был большой бассейн для омовения, резервуар для воды, платформа с деревянными столбами, на которых можно было совершать омовения, и небольшое ограждение из кустарника. Мечеть была расположена ближе к финиковой плантации шейха Абдул Кадера. Пол храма был устлан коврами, на которых лежали молитвенные коврики. Это здание использовалось до 1920-х годов, пока его не заменила третья мечеть.
К 1920 году афганские погонщики верблюдов профинансировали третью мечеть, построенную из более прочных материалов. Она имела стены из оцинкованных железных листов и сосновых жердей, скатную железную крышу и обшитый деревом бассейн для омовения. Веранда над входом была затенена высокими деревьями. Когда эта мечеть перестала использоваться, ее снесли.
С 2010-х годов в Марри стоит точная копия первой мечети.
Аделаида
Обязанности джамидара первых погонщиков верблюдов, прибывших на станцию Бельтана в 1866 году, исполнял Фаиз Магомет из Кандагара. Он был владельцем верблюдов, торговал ими и нанимал погонщиков. С 1870 по 1880-е годы мужчина управлял афганцами на станции Бельтана и Херготт-Спрингс. Понимая, что его соотечественники поселились здесь надолго, он решил построить мечеть, которая могла бы стать духовным центром для них. В 1887 году Фаиз Магомет купил участок земли за 450 фунтов стерлингов у городской корпорации Аделаиды на Литтл-Гилберт-стрит в юго-западной части города. Каменное здание с величественным куполом было построено за два года и открыто в 1890 году. На его территории располагался бассейн для омовения с фонтаном. Первым муллой в мечети стал перебравший сюда из города Кулгарди в Западной Австралии Хаджи Мербейн. Поскольку ссуда за мечеть вряд ли могла быть погашена за два года, в 1893 году Абдул Вади, другой богатый торговец верблюдами в Новом Южном Уэльсе, выплатил долг в размере 293 фунтов стерлингов, чтобы храм остался в руках его соотечественников. Он также стал попечителем мечети.
Мечеть в Аделаиде, зарисованная в июле 1890 года
Афганская община собирали средства для ухода и расширения мечети. Погонщики верблюдов платили десять шиллингов в год, а торговцы верблюдами - один фунт. К 1901-1903 годам средства, в том числе значительная сумма, пожертвованная Башей Гулом, владельцем верблюдов из Западной Австралии, позволили построить четыре минарета и высокую стену из красного кирпича.
Мечеть Аделаиды или Афганская часовня была первой постоянной мечетью в Австралии и первой городской мечетью на континенте.
К 1940-м годам потребность в афганских погонщиков верблюдов уменьшилась, их число сократилось. Поэтому и прихожан мечети Аделаиды было не так много, но с 1950-х годов их количество увеличилось за счет мусульман, прибывающих из Боснии, Югославии, Пакистана, Африки и Индонезии.
Мечеть Аделаиды в наши дни
Западная Австралия
Кулгарди
Разработка золотых приисков Западной Австралии в 1880-1890-х годах привлекла сотни афганских погонщиков верблюдов, а том числе таких как джамидар Фаиз Магомет, Таг Магомет и другие. К 1892 году растущая афганская община построила в Кулгарди две мечети, в каждой из которых был свой мулла. Строительство первой мечети в афганском лагере на Флай-Флэт на восточной окраине Кулгарди профинансировал Фаиз Магомет. Его брат Таг Магомет и Гулям Магомет были совладельцами мечети. Муллой в ней стал Хаджи Мербейн из Кандагара. Позже его сменил другой священнослужитель, Гулям Расул, также происходивший из Кандагара.
Здание было покрыто оцинкованными железными листами. К нему вели ступени, а в корыто подавалась вода для омовений. Если воды из-за жаркой погоды не было, верующие совершали омовение песком.
Фаиз Магомет приглашал для афганской общины священнослужителей с их родины. Например, он привез муллу Иль Ласмана из Карачи, чтобы помолиться с местными мусульманами, число которых доходило до 200. Согласно описаниям этого мероприятия, верующие сидели на корточках на коврах и ковриках для молитв, а над ними был раскрыт «флаг со звездой и полумесяцем». После молитвы Фаиз Магомет устроил пир для приезжего муллы и прихожан.
Вторая мечеть в Марри
Вторая мечеть была основана в «лагере белуджи». Исполнявший в ней обязанности муллы Мирза Хан мог проводить богослужения на четырех языках, таких как арабский, персидский, пуштунский или афганский.
Фотографий ни одной из двух первых мечетей Кулгарди не сохранилось.
В период с 1890-х по 1910-е годы большие и разрозненные общины погонщиков верблюдов построили семь небольших мечетей по всей территории золотых приисков в таких населенных пунктах, как Кулгарди, Маунт Малком, Леонора, Маунт Магнит, Буммерс Крик и Маунт Сэр Сэмюэль. Мечеть в Перте стала восьмой мечетью в Западной Австралии.
Перт
Первая постоянная мечеть в Западной Австралии и вторая в Австралии в целом находилась в Перте. Она была построена в 1904-1906 годах. Фаиз Магомет сыграл ключевую роль и в ее основании, выделив средства на покупку участка земли за 680 фунтов стерлингов на Уильям-стрит в городе Перт и строительство храма. Строительством руководил Мухаммед Хассан Муса Хан, еще один джамидар и глава афганской общины Кулгарди.
Мечеть в Перте в 1930-х годах
Мечеть имела второй этаж, позолоченную лепнину и ступени, ведущие на веранду, и было окружено высокой стеной. Позже и здание, и окружающая его стена были выкрашены в белый цвет. Мечеть в Перте была внесена в список объектов культурного наследия в 1995 году. На молитвы сюда приходят многочисленные прихожане.
Мечеть в Перте в наши дни
Новый Южный Уэльс
Брокен-Хилл
В Брокен-Хилле имелся большой Северный верблюжий лагерь и Западный верблюжий лагерь меньших размеров. В каждом из них была своя мечеть. Мечеть в Северном верблюжьем лагере в Брокен-Хилле была возведена между 1887 и 1891 годами на берегу ручья, что позволяло верующих тут же совершать омовение.
Мечеть Северного верблюжьего лагеря в наши первращена в музей
Строение из гофрированного железа и дерева со скатной крышей было разделено на два помещения: вестибюль, используемый для подготовки умерших к погребению, и зал для намаза. Пол покрывали молитвенные коврики. Михраб был обозначен нарисованной аркой на северо-западной стене. В 1967 году Историческое общество Брокен-Хилл спасло эту мечеть от сноса, а в 2010 году она была внесена в Реестр наследия Нового Южного Уэльса. В 2018-2020 годах в Новом Южном Уэльсе реализуется реставрационный проект по восстановлению мечети и ее двора и размещению памятных вещей в ее музее.
Мечеть в Западном верблюжьем лагере представляла собой небольшой домик, имевший одну комнату.
Мечеть в Западном верблюжьем лагере Брокен-Хилл
Бурк
Бурк был базой крупной компании Абдула Уэйда по перевозке верблюдов, и многие афганские погонщики верблюдов работали на маршрутах, которые расходились от него. Владелец верблюдов Бай Хан построил небольшой домик из дерева и оцинкованного железа рядом с задней дверью старого дома Норбина Перуза в «городе ганов» в Бурке. Местные погонщики использовали его как мечеть. Домик имел скатную крышу и небольшую веранду. В 1996 году мечеть Бурк была перенесена с Хоуп-стрит в афганскую часть кладбища с целью ее сохранения. Сегодня она является туристической достопримечательностью.
Мечеть в Бурке
Квинсленд
В «городе ганов» в Клонкарри на юго-западе Квинсленда погонщики верблюдов построили мечеть из деревянных реек. До конца 1940-х годов рядом с мечетью можно было увидеть много вьючных седел. Последним ее владельцем числился Отта Хан. Мечеть была снесена после 1947 года, а окружавший ее фруктовый сад засох.
Северная территория
Алис-Спрингс
Погонщики верблюдов не жили компактно в Алис-Спрингсе, но все же и здесь они построили простую мечеть недалеко от лагеря Сатура, крупного торговца верблюдами. Деревяный храм с соломенной крышей имел открытые стены. Рядом с ним были посажены финиковые пальмы. После того, как мечеть пришла в негодность, афганцы собрали средства на строительство постоянного сооружения, которое стоит до сих пор. Это третья постоянная мечеть в Австралии, построенная афганскими погонщиками верблюдов.
Современные афганские мечети в Австралии
Мечеть Усмана в Блэктауне, Новый Южный Уэльс
Мечеть в Блэктауне, построенная афганской общиной, была завершена в 2014 году. Она проводит активную деятельность, организуя разные курсы по исламским наукам, в том числе и для женщин, а также работает с проблемной молодежью.
Мечеть Усмана в Блэктауне
Афганский исламский центр и мечеть Умара Фарука, Довтон, Виктория
В городе Довтон в штате Виктория действует Афганский исламский центр и мечеть Умара Фарука. В настоящее время идет строительство нового здания для Центра. В нем будут большие помещения для молитв, отдыха, проведение уроков и конференций.
Заключение
Крупномасштабная иммиграция мусульман в Австралию началась только после отмены политики Белой Австралии и поощрения мультикультурализма. По данным переписи населения 2016 года, ислам был второй по величине религиозной группой в Австралии: здесь проживало 604 200 мусульман, или 2,6% населения.
Сегодня мусульмане играют важную роль в социальной, политической и экономической жизни Австралии. Последователи ислама из самых разных стран Европы, Африки и Азии проживают во всех крупных городах и региональных центрах, а также представлены в обеих палатах Федерального парламента.
По данным переписи населения 2016 года, 46 800 австралийцев родились в Афганистане. Большие общины проживают в районах Райд и Блэктаун в Сиднее, а также Данденонг в Мельбурне. Австралийские афганцы активны в политической жизни. Уроженка Афганистана Мина Заки баллотировалась от округа Канберра на федеральных выборах 2019 года от Либеральной партии.
Автор: Памела Райковски
Источник: https://www.canberra.mfa.af
Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала