Исламские новости

Афганцы, ислам и Австралия: от погонщиков верблюдов до наших дней 12 Февраля 2024

Афганцы, ислам и Австралия: от погонщиков верблюдов до наших дней

Помимо некоторых доколониальных контактов между торговцами из индонезийского порта Макасар и аборигенами йолгну в Арнем-Ленде, постоянное присутствие ислама в Австралии началось в 1860-х годах с прибытием афганских погонщиков верблюдов для работы в составе экспедиций в австралийской глуши.


Мечети афганских погонщиков верблюдов по всей Австралии

Первые четыре погонщика верблюдов прибыли на австралийскую землю в 1860 году для оказания помощи в экспедиции Берка и Уиллса. Они происходили из Пешавара и ввиду своей немногочисленности не создали отдельной общины.

В 1866 году впервые 32 погонщиков и 121 верблюда были привезены на континент в коммерческих целях. Животные были закуплены на верблюжьих рынках в Раджастане в Индии и Кандагаре в Афганистане. Погонщики верблюдов, нанятые в Раджастане и Афганистане, имели преимущественно афганского происхождения и были мусульманами. Финансировал проект Томас Элдер, который позже привез еще погонщиков в 1884 и в 1893 годах для работы в Южной Австралии, Северной территории и Западной Австралии. В 1880-1910-х годах афганские торговцы верблюдами ездили в Индию и Афганистан, и нанимали своих соотечественников, чтобы они трудились в Новом Южном Уэльсе, Квинсленде и Западной Австралии. По некоторым оценкам, к 1890-м годам в Западной Австралии насчитывалось около 1000 афганских погонщиков верблюдов, а к 1901 году в Австралии в целом их было 3000. Их называли «ган».

Были организованы регулярные караванные маршруты от складов в центральных районах и на железнодорожных станциях. Погонщики женились на местных женщинах и создавали семьи в афганских поселениях, которых называли «городами ганов». К 1880-м годам они начали возводить и духовные центры, мечети, в колониях по всей Австралии. Лидеры афганской общины, «джамидары», требовали от ее членов вносить свой вклад в финансирование строительства мечетей. Последние часто представляли собой непритязательные сооружения из досок и столбов. Стены делали глинобитными и оцинковывали железными листами, а кровлю покрывали соломой. По всей австралийской глубинке с 1880-х годов примерно до конца 1920-х годов можно было услышать призыв муэдзина к молитве. Это отмечали в своих заметках репортеры, писатели и путешественники, посетившие такие места, как Кулгарди и Марри. Со временем, когда афганская община стала богаче, были построены три большие постоянные мечети. В общей сложности за период с 1884 по 1930 годы на средства погонщиков верблюдов по всей Австралии было возведено около 16 мусульманских храмов.

афг_В начале 1930-х годов Марри Сайед Гуламадин стоит у бассейна для омовения около третьей мечети Марри.jpg
В начале 1930-х годов Марри Сайед Гуламадин стоит у бассейна для омовения около третьей мечети Марри

Известно, что в 1890-1910 годах несколько мулл, действовавших в качестве «приезжих священнослужителей» или «миссионеров», прибыли из Карачи, чтобы служить своим братьям по вере в Южной и Западной Австралии. 

Афганские мечети по всей Австралии имели общие черты. В них не было мебели. Верующие молились на своих молитвенных ковриках.  Источником воды для омовений служил пруд или корыто. В нише в стене хранился Коран. В каждой мечети висело изображение Мекки. Нередко к храму примыкало отдельное здание меньшего размера – кухня. Здесь угощали мулл или святых людей, таких как саиды, прибывавших из далеких стран, или гостей из пустынных поселений, посещающих городские мечети. Также в них готовили пищу для праздников по окончании Рамадана. На территории, прилегающей к мечетям, сажали финиковые пальмы или фруктовые деревья.

Некоторые из мечетей, построенные афганской общиной, стоят по сей день. Одни из них действующие, а другие сохраняются в качестве исторических памятников. Являясь частью наследия погонщиков верблюдов в Австралии, они популярны среди местных и иностранных туристов.

 

Южная Австралия

 «Город ганов» в Херготт-Спрингс на севере Южной Австралии был основан погонщиками верблюдов, которые переехали из станции Бельтана, чтобы создать новую станцию ближе к внутренней части континента, где верблюжьи перевозки пользовались большим спросом. К 1870-м годам он был крупнейшим из афганских поселений в Австралии и был известен как «Малая Азия» или «Маленький Афганистан». Первая мечеть Херготт-Спрингс, построенная примерно в 1884 году, находилась недалеко от природных источников или артезианской воды, вдали от города, на «площадке Фаиза Магомета». Здание представляло собой грубое прямоугольное сооружение с низкими глинобитными стенами. Соломенная крыша опиралась на деревянные брусья. Частично открытые стены позволяли ветру охлаждать молящихся в жаркие летние месяцы. Неподалеку находился бассейн для омовения, наполненный водой, подаваемой по системе оросительных труб, построенной богатым погонщиком верблюдов и торговцем шейхом Абдул Кадером. От бассейна, рядом с которым были высажены финиковые пальмы, к мечети вели деревянные ступени. Духовным лидером местной общины был мулла Ассам Хан, родиной которого был Пешавар. Это здание просуществовало примерно до 1901 года.

афг_первая мечеть в Херготт-Спрингс.jpg

Первая мечеть в Херготт-Спрингс

После того, как первая мечеть обветшала, афганская община построила к 1910 году вторую мечеть с соломенной крышей, названную «храм Махомадана». Здесь был большой бассейн для омовения, резервуар для воды, платформа с деревянными столбами, на которых можно было совершать омовения, и небольшое ограждение из кустарника. Мечеть была расположена ближе к финиковой плантации шейха Абдул Кадера. Пол храма был устлан коврами, на которых лежали молитвенные коврики. Это здание использовалось до 1920-х годов, пока его не заменила третья мечеть.

К 1920 году афганские погонщики верблюдов профинансировали третью мечеть, построенную из более прочных материалов. Она имела стены из оцинкованных железных листов и сосновых жердей, скатную железную крышу и обшитый деревом бассейн для омовения. Веранда над входом была затенена высокими деревьями. Когда эта мечеть перестала использоваться, ее снесли. 

С 2010-х годов в Марри стоит точная копия первой мечети. 

 

Аделаида

Обязанности джамидара первых погонщиков верблюдов, прибывших на станцию Бельтана в 1866 году, исполнял Фаиз Магомет из Кандагара. Он был владельцем верблюдов, торговал ими и нанимал погонщиков. С 1870 по 1880-е годы мужчина управлял афганцами на станции Бельтана и Херготт-Спрингс. Понимая, что его соотечественники поселились здесь надолго, он решил построить мечеть, которая могла бы стать духовным центром для них. В 1887 году Фаиз Магомет купил участок земли за 450 фунтов стерлингов у городской корпорации Аделаиды на Литтл-Гилберт-стрит в юго-западной части города. Каменное здание с величественным куполом было построено за два года и открыто в 1890 году. На его территории располагался бассейн для омовения с фонтаном. Первым муллой в мечети стал перебравший сюда из города Кулгарди в Западной Австралии Хаджи Мербейн. Поскольку ссуда за мечеть вряд ли могла быть погашена за два года, в 1893 году Абдул Вади, другой богатый торговец верблюдами в Новом Южном Уэльсе, выплатил долг в размере 293 фунтов стерлингов, чтобы храм остался в руках его соотечественников. Он также стал попечителем мечети.

афг_Мечеть в Аделаиде, зарисованная в июле 1890 года.png
Мечеть в Аделаиде, зарисованная в июле 1890 года

Афганская община собирали средства для ухода и расширения мечети. Погонщики верблюдов платили десять шиллингов в год, а торговцы верблюдами - один фунт. К 1901-1903 годам средства, в том числе значительная сумма, пожертвованная Башей Гулом, владельцем верблюдов из Западной Австралии, позволили построить четыре минарета и высокую стену из красного кирпича.

Мечеть Аделаиды или Афганская часовня была первой постоянной мечетью в Австралии и первой городской мечетью на континенте.

К 1940-м годам потребность в афганских погонщиков верблюдов уменьшилась, их число сократилось. Поэтому и прихожан мечети Аделаиды было не так много, но с 1950-х годов их количество увеличилось за счет мусульман, прибывающих из Боснии, Югославии, Пакистана, Африки и Индонезии.


афг_Мечеть Аделаиды в наши дни.jpg
Мечеть Аделаиды в наши дни


Западная Австралия

Кулгарди

Разработка золотых приисков Западной Австралии в 1880-1890-х годах привлекла сотни афганских погонщиков верблюдов, а том числе таких как джамидар Фаиз Магомет, Таг Магомет и другие. К 1892 году растущая афганская община построила в Кулгарди две мечети, в каждой из которых был свой мулла. Строительство первой мечети в афганском лагере на Флай-Флэт на восточной окраине Кулгарди профинансировал Фаиз Магомет. Его брат Таг Магомет и Гулям Магомет были совладельцами мечети. Муллой в ней стал Хаджи Мербейн из Кандагара. Позже его сменил другой священнослужитель, Гулям Расул, также происходивший из Кандагара. 

Здание было покрыто оцинкованными железными листами. К нему вели ступени, а в корыто подавалась вода для омовений. Если воды из-за жаркой погоды не было, верующие совершали омовение песком.

Фаиз Магомет приглашал для афганской общины священнослужителей с их родины. Например, он привез муллу Иль Ласмана из Карачи, чтобы помолиться с местными мусульманами, число которых доходило до 200. Согласно описаниям этого мероприятия, верующие сидели на корточках на коврах и ковриках для молитв, а над ними был раскрыт «флаг со звездой и полумесяцем». После молитвы Фаиз Магомет устроил пир для приезжего муллы и прихожан.

афг_вторая мечеть в Марри.jpg
Вторая мечеть в Марри

Вторая мечеть была основана в «лагере белуджи». Исполнявший в ней обязанности муллы Мирза Хан мог проводить богослужения на четырех языках, таких как арабский, персидский, пуштунский или афганский. 

Фотографий ни одной из двух первых мечетей Кулгарди не сохранилось.

В период с 1890-х по 1910-е годы большие и разрозненные общины погонщиков верблюдов построили семь небольших мечетей по всей территории золотых приисков в таких населенных пунктах, как Кулгарди, Маунт Малком, Леонора, Маунт Магнит, Буммерс Крик и Маунт Сэр Сэмюэль. Мечеть в Перте стала восьмой мечетью в Западной Австралии.

 

Перт

Первая постоянная мечеть в Западной Австралии и вторая в Австралии в целом находилась в Перте. Она была построена в 1904-1906 годах. Фаиз Магомет сыграл ключевую роль и в ее основании, выделив средства на покупку участка земли за 680 фунтов стерлингов на Уильям-стрит в городе Перт и строительство храма. Строительством руководил Мухаммед Хассан Муса Хан, еще один джамидар и глава афганской общины Кулгарди.

афг_мечеть в Перте в 1930-х годах.jpg
Мечеть в Перте в 1930-х годах

Мечеть имела второй этаж, позолоченную лепнину и ступени, ведущие на веранду, и было окружено высокой стеной. Позже и здание, и окружающая его стена были выкрашены в белый цвет. Мечеть в Перте была внесена в список объектов культурного наследия в 1995 году. На молитвы сюда приходят многочисленные прихожане.

афг_мечеть в Перте в наши дни.jpg
Мечеть в Перте в наши дни


Новый Южный Уэльс

Брокен-Хилл

В Брокен-Хилле имелся большой Северный верблюжий лагерь и Западный верблюжий лагерь меньших размеров. В каждом из них была своя мечеть. Мечеть в Северном верблюжьем лагере в Брокен-Хилле была возведена между 1887 и 1891 годами на берегу ручья, что позволяло верующих тут же совершать омовение.

афг_мечеть Северного верблюжьего лагеря в наши первращена в музей.png
Мечеть Северного верблюжьего лагеря в наши первращена в музей

Строение из гофрированного железа и дерева со скатной крышей было разделено на два помещения: вестибюль, используемый для подготовки умерших к погребению, и зал для намаза. Пол покрывали молитвенные коврики. Михраб был обозначен нарисованной аркой на северо-западной стене. В 1967 году Историческое общество Брокен-Хилл спасло эту мечеть от сноса, а в 2010 году она была внесена в Реестр наследия Нового Южного Уэльса. В 2018-2020 годах в Новом Южном Уэльсе реализуется реставрационный проект по восстановлению мечети и ее двора и размещению памятных вещей в ее музее.

Мечеть в Западном верблюжьем лагере представляла собой небольшой домик, имевший одну комнату.

афг_мечеть в Западном верблюжьем лагере Брокен-Хилл.jpg
Мечеть в Западном верблюжьем лагере Брокен-Хилл


Бурк

Бурк был базой крупной компании Абдула Уэйда по перевозке верблюдов, и многие афганские погонщики верблюдов работали на маршрутах, которые расходились от него. Владелец верблюдов Бай Хан построил небольшой домик из дерева и оцинкованного железа рядом с задней дверью старого дома Норбина Перуза в «городе ганов» в Бурке. Местные погонщики использовали его как мечеть. Домик имел скатную крышу и небольшую веранду. В 1996 году мечеть Бурк была перенесена с Хоуп-стрит в афганскую часть кладбища с целью ее сохранения. Сегодня она является туристической достопримечательностью.

афг_мечеть в Бурке.jpg
Мечеть в Бурке

 

Квинсленд

В «городе ганов» в Клонкарри на юго-западе Квинсленда погонщики верблюдов построили мечеть из деревянных реек. До конца 1940-х годов рядом с мечетью можно было увидеть много вьючных седел. Последним ее владельцем числился Отта Хан. Мечеть была снесена после 1947 года, а окружавший ее фруктовый сад засох.

 

Северная территория

Алис-Спрингс

Погонщики верблюдов не жили компактно в Алис-Спрингсе, но все же и здесь они построили простую мечеть недалеко от лагеря Сатура, крупного торговца верблюдами. Деревяный храм с соломенной крышей имел открытые стены. Рядом с ним были посажены финиковые пальмы. После того, как мечеть пришла в негодность, афганцы собрали средства на строительство постоянного сооружения, которое стоит до сих пор. Это третья постоянная мечеть в Австралии, построенная афганскими погонщиками верблюдов.

 

Современные афганские мечети в Австралии

Мечеть Усмана в Блэктауне, Новый Южный Уэльс

Мечеть в Блэктауне, построенная афганской общиной, была завершена в 2014 году. Она проводит активную деятельность, организуя разные курсы по исламским наукам, в том числе и для женщин, а также работает с проблемной молодежью.

афг_мечеть Усмана в Блэктауне.png
Мечеть Усмана в Блэктауне


Афганский исламский центр и мечеть Умара Фарука, Довтон, Виктория

В городе Довтон в штате Виктория действует Афганский исламский центр и мечеть Умара Фарука. В настоящее время идет строительство нового здания для Центра. В нем будут большие помещения для молитв, отдыха, проведение уроков и конференций.

 

Заключение

Крупномасштабная иммиграция мусульман в Австралию началась только после отмены политики Белой Австралии и поощрения мультикультурализма. По данным переписи населения 2016 года, ислам был второй по величине религиозной группой в Австралии: здесь проживало 604 200 мусульман, или 2,6% населения.

Сегодня мусульмане играют важную роль в социальной, политической и экономической жизни Австралии. Последователи ислама из самых разных стран Европы, Африки и Азии проживают во всех крупных городах и региональных центрах, а также представлены в обеих палатах Федерального парламента.

По данным переписи населения 2016 года, 46 800 австралийцев родились в Афганистане. Большие общины проживают в районах Райд и Блэктаун в Сиднее, а также Данденонг в Мельбурне. Австралийские афганцы активны в политической жизни. Уроженка Афганистана Мина Заки баллотировалась от округа Канберра на федеральных выборах 2019 года от Либеральной партии. 

 

Автор: Памела Райковски

Источник: https://www.canberra.mfa.af

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку