Исламские новости

Палестинцы сохраняют память о разрушенном Марокканском квартале 27 Февраля 2024

Палестинцы сохраняют память о разрушенном Марокканском квартале

История Марокканского квартала или махалли Магариба Иерусалима насчитывала 800 лет. Он был разрушен после Шестидневной войны в 1967 г. израильскими властями, чтобы сделать доступ к Стене Плача более удобным.

Палестинцы сохраняют воспоминания Марокканском квартале, хотя со времени его разрушения Израилем прошло много лет. 800-летний квартал был одним из символов Палестины до оккупации Иерусалима.

Века назад многие магрибинцы, мусульмане Северо-западной Африки, после совершения хаджа и посещения Мекки и Медины, отправлялись в третий по значимости священный город ислама – Иерусалим, стремясь увидеть мечеть аль-Аксу. Некоторые из них так и оставались жить в городе, селясь неподалеку от аль-Аксы.

снос стена плача от 1898 до 1914.jpg

Стена плача от 1898г. до 1914г.

Салахуддин Айюб, отвоевывая Иерусалим у крестоносцев, получил помощь от североафриканской династии Альмохадов. После победы над крестоносцами Нуруддин Али, сын Салахуддина, ставший наместником Иерусалима, превратил район в окрестностях мечети аль-Акса, ставший позже известным как махалля Магариба или Марокканский квартал, в вакф (благотворительный фонд), посвятив его семьям из Магриба. Так как в Северной Африке был распространен маликитский мазхаб, то Нуруддин Али велел построить в махалле мечеть и медресе Афдалия, где учили согласно этому мазхабу. Таким образом, Марокканский квартал стал первым вакфом, созданным властями с целью служить одной мусульманской группе.

вид на марокканский квартал 1917 г.jpg
Вид на Марокканский квартал 1917 г.

В дальнейшем как при Айюбидах, так и сменивших их Мамлюках и Османах махалля Магариба на протяжении 800 лет сохраняла свою исламскую идентичность. В ней имелись многочисленные медресе, мечети, суфийские обители и вакфы. Отличительной особенностью этого района является то, что в нем располагается святыня, в иудаизме именуемая Стеной плача, а мусульманами – Стеной Бурака. Последнее название обусловлено тем, что согласно преданиям, к кольцу в этой стене Мухаммад (с.а.в.) привязывал Бурака (посланное ему Аллахом существо, которое перенесло пророка из Мекки в Иерусалим) в ночь Вознесения. Пройти к Стене плача можно было только через узкие переулки Марокканского квартала.

10 июня 1967 г. по указанию Тедди Коллека, который занимал пост мэра Иерусалима сразу после окончания арабо-израильской войны, также известной как «Шестидневная война», израильские солдаты вошли в Марокканский квартал. На следующий день начался снос махалли. Фактически, никакого официального разрешения на это не было. Точные детали того, как проводилась операция, не ясны, поскольку участники не оставили никаких документов.

снос 1967 г.jpg

Жителям дали совсем мало времени, чтобы покинуть свои дома, согласно разным источникам – от нескольких минут до трех часов. Брать личные вещи не разрешалось. Сначала люди отказывались сдвинуться с места. Столкнувшись с сопротивлением, подполковник Яаков Салман, заместитель военного губернатора, отдал приказ ударить по одному зданию, которое тут же обрушалось. Это заставило жителей покинуть дома. Но без жертв не обошлось, хотя точное их количестве неизвестно. Поспешность своих действия организаторы сноса объясняли тем, что до праздника Шавуот оставалось совсем немного времени, и ожидалось, что огромное количество евреев явятся в Иерусалим, чтобы впервые за 19 лет свободно молиться у Стены плача.

Были разрушены исторические медресе, вакфы и другие здания, в том числе мечеть Бурака и медресе Афдалия, являвшееся одним из немногих сохранившихся памятников времен Салахуддина Айюба. Согласно данным Центрального статистического бюро Палестины, в разрушенном Израилем районе находилось 135 исторических памятников эпохи Айюбидов, Мамлюков и Османской империи. 650 жителей Марокканского квартала лишились домов. Впоследствии им была предложена денежная компенсация, но часть людей отказалась брать ее, так как принятия денег воспринималось ими как согласие с законностью разрушения квартала.

снос вид на махалля.jpg

Помимо сноса, был установлен запрет для мусульман на вход в аль-Аксу через Марокканские ворота, ими могли пользоваться только евреи и туристы-немусульмане.

Разрушение махалли Магариба оставило неизгладимый след в памяти палестинского народа.

72-летняя Саида Ризк аль-Хатиб, бывшая жительница Марокканского квартала, вспоминает эти трагические события. По ее словам, в махалле находились многие важные социальные учреждения Иерусалима: «Здесь были школы, в том числе начальные, больницы». Сам район, расположенный рядом с аль-Аксой, притягивал не только жителей Иерусалима, но и мусульман из других стран: «Сюда приезжали из разных мест, включая Иорданию, Тунис, Ирак, Ливию, Алжир и Сирию. До 1967 года махалля Магариба была местом остановки для мусульман, прибывших в Иерусалим из других стран. По пятницам и в Ночь Предопределения здесь можно было увидеть последователей ислама практически из всех регионов мира».

снос 1967 саида риз аль хатиб.jpg
Саида Ризк аль-Хатиб

Когда началась Шестидневная война, Саиды Ризк аль-Хатиб не было в Иерусалиме – она училась на медсестру в Рамалле. Женщина рассказывает, как получила весть о начале войны: «Выглянув из окна больницы, я увидел арабские танки. Сняв униформу медсестры, я переоделась и выбежала на улицу. Увидев меня, солдаты спросили: «Куда ты собираешься? Война». Я заявила, что поеду в Иерусалим, чтобы быть с мамой».

Она попросила водителя машины, которую остановила на дороге, отвезти ее в Иерусалим, но тот спросил: «Ты хочешь поехать туда, чтобы умереть?» Однако девушка настаивала. Машина привезла ее к зданию почтового отделения на улице Салахуддина в Иерусалиме. Как вспоминает Саида Ризк аль-Хатиб, в районе шла перестрелка: «Пули сыпались градом. Я пыталась попасть к Баб-и-Сахира (Воротам Ирода), а оттуда в мечеть аль-Аксу и в Марокканский квартал и ждала, когда огонь прекратится. Через Баб-и-Сахира, я добрался до мечети Акса и побежала, пока не добрался до своей махалли».

Когда девушка подошла к своему дому, то услышала что-то похожее на орудийный выстрел. «Я закричала, думая, что моя мать стала мученицей (т.е. погибла). Однако, когда моя мама, совершавшая полуденный намаз, громко произнесла: «Аллаху Акбару», я поняла, что она жива», – рассказывает Саида Ризк аль-Хатиб.

Женщина поведала, что семьи, проживающие в этом районе, прятались в одном месте возле стен мечети аль-Акса. Она говорит: «Мы укрывались в этом месте шесть дней. За это время израильские военнослужащие собрали всех мужчин махалли, забрали у них наручные часы и деньги». По ее словам, после окончания перестрелки люди отправились искать пропавших без вести. Женщина рассказывает, что не может забыть тот вид, который предстал перед ней, когда она вышла.

снос 1967 махалля старый вид.jpg

О сносе квартала она говорит: «Были разрушены дома, школы, клиники и магазины. Это было великой потерей, так как махалля Магариба находилась недалеко от мечети аль-Акса. Мне грустно, и мое сердце разбито. Оказалось, что квартал был полностью разрушен».

После разрушения Марокканского квартала на его месте была образована площадь, которую палестинцы называют Площадью Бурака, а евреи – Площадью Плача. На ней регулярно проводятся еврейские религиозные и культурные мероприятия.

 

Источник: www.aa.com.tr

https://www.aa.com.tr/tr/dunya/kuduste-israilin-yiktigi-megaribe-mahallesi-filistinlilerin-hatiralarinda-yasiyor/2608803

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку