Исламские новости

Советское востоковедение и постсоветский ислам 1 Июля 2011

Советское востоковедение и постсоветский ислам

В 2011 году в издательстве Routledge (London and New York) вышла коллективная монография «Традиция советского востоковедения» под редакцией Михаэля Кемпера и Стефана Конермана.


Michael Kemper, Stephan Conermann (Eds.). The Heritage of Soviet Oriental Studies (London and New York: Routledge, 2011). 330 pp. ISBN: 978-0-415-59977-1.

В этой коллективной монографии рассматриваются интеллектуальные традиции востоковедения и исламоведения эпохи CCCР, представляющие собой огромный свод знаний о Центральной Азии и Кавказе. Как известно, советское востоковедение было тесно свяазно с политикой, даже теснее, чем, например, европейские типы ориентализма.

В книге представлены как западные, так и постсоветские современные подходы к теме "изнутри" цеха, дающие представление о тех особенностях советского востоковедения, которые отделяют его от аналогичных западных традиций, - например, об участии ученых в антиисламской пропаганде, спонсируемой государством, практиках включения востоковедов в централизованную структуру научных институтов, распространении востоковедческих исследований в собственно самих "восточных" республиках СССР, роли марксистских интерпретаций истории в этих регионах.

Авторы показывают, как лозунг эмансипации наций, провозглашенный в советской академической среде, а также антиколониальная антиимпериалистическая риторика превратили востоковедение в своего рода инструмент советской внешней политики в отношении исламского окружения; как исламская революция в Иране и движение сопротивления моджахедов в Афганистане привели западных коллег к необходимости серьезного пересмотра в начале 1980-х представлений о советском исламоведении.

В целом, книга представляет всесторонний анализ советских востоковедческих традиций, ее авторы исследуют различные аспекты исламоведения, написания истории исламских стран и сообществ, лишний раз доказывая, что наследие советской ориенталистики по-прежнему живет, особенно в части используемой ныне учеными методологии и теории. После распада СССР в 1991 г. советские представления об исламе, как показывает монография, сыграли значительную роль в нациестроительстве в различных бывших союзных "исламских" республиках.

Из предисловия к книге, написанного Стефаном Конерманом:

Наш главный вопрос таков: в какой мере советское востоковедение находилось под влиянием советской официальной идеологии? Гланая цель работы - интергрировать историю советской ориенталистики в сферу дебатов об "ориентализме" - было ли востоковедение в Советском Союзе, как писал Эдвард Саид применительно к британской и французской ориентологической традиции, "свеого рода дискурсом, с собственными институтами, словарем, академией, воображением, доктринами, колониальной бюрократией и колониальным стилем", или "западным (в данном случае - советским) стилем доминирования, реструктурирования, властвования над Востоком". Наши выводы подтверждают, что изучение Востока в СССР вполне вписывалось в это определение... В то же время, мы попытаемся также выделить специфичные черты востоковедения, те черты, которые превращают его в особый случай, как например, антиколониальная риторика советских исследователей (поддержка освободительных движений на Востоке), политическое давление, под которым работали ученые-востоковеды, особенно в годы становления макрсисткой ортодоксии, и многое другое...

СОДЕРЖАНИЕ:

Preface

Foreword: The Heritage of Soviet Oriental Studies - Stephan Conermann

Introduction: Integrating Soviet Oriental Studies - Michael Kemper

Part I: Metropolitan Oriental Studies

1 .The Imperial Roots of Soviet Orientology - David Schimmelpenninck van der Oye
2. Profiles under Pressure: Orientalists in Petrograd/Leningrad, 1918-56 - Mikhail Rodionov
3. Between the ‘Language of Humanity’ and Latinizatsiia: Nikolai Marr and the Oriental Department of the State Public Library in Leningrad - Aleksei Asvaturov
4. The Contribution of Oriental Scholarship to the Soviet Anti-Islamic Discourse: From the Union of Militant Atheists to the Knowledge Society - Vladimir Bobrovnikov
5. Soviet Kurdology and Kurdish Orientalism - Michiel Leezenberg
6. Evgenii M. Primakov: Arabist and KGB Middleman, Director and Statesman - Mikhail Roshchin
7. The Leningrad/St. Petersburg School of Scientific Islamology - Stanislav M. Prozorov
8. Hijacking Islam: The Search for a New Soviet Interpretation of Political Islam in 1980 - Hanna E. Jansen and Michael Kemper
9. Scholars, Advisers and State-Builders: Soviet Afghan Studies in the Light of Present-Day AfghanDevelopment - Anna R. Paterson

Part II: Oriental Studies and National Historiography in the Republics

10. The Struggle for the Reestablishment of Oriental Studies in Twentieth-Century Kazan - Mirkasym A. Usmanov
11. Arabic Historical Studies in Twentieth-Century Daghestan - Amri R. Shikhsaidov
12. The Politics of Scholarship and the Scholarship of Politics: Imperial, Soviet, and Post-Soviet Scholars Studying Tajikistan - Lisa Yountchi
13. Conceiving a People’s History: The 1920-1936 Discourse on the Kazakh Past - Zifa-Alua Auezova
14. Ahmad Yasavi and the Divan-i hikmat in Soviet Scholarship - Devin DeWeese
15. Kyrgyz – Muslim - Central Asian? Recent Approaches to the Study of Kyrgyz Culture in Kyrgyzstan - Till Mostowlansky
16. The Transformation of Azerbaijani Orientalists into Islamic Thinkers after 1991- Altay Goyushov, Naomi Caffee and Robert Denis

Index
Authors


Источник: www.abimperio.net 


Возврат к списку