Исламские новости

«Исламофобия и антисемитизм – это болезни, которые трудно лечить» - Абдулла Гюль 29 Сентября 2011

«Исламофобия и антисемитизм – это болезни, которые трудно лечить» - Абдулла Гюль

Турецкая газета ZamanAvrupa и немецкая DieZeit взяли совместное интервью у президента Турции Абдуллы Гюля, приуроченное к 50-тилетней годовщине начала турецкой миграции в Германию. Президент в своем интервью подчеркивает, что первое поколение турецких мигрантов внесло важный вклад в то, чтобы Германия встала на ноги. Современную демократическую и правовую модель государства он называет подарком Европы миру, в связи с чем еще большее недоумение вызывает подъем антиисламских настроений в этой части света. «Исламофобия, антисемитизм и враждебность ко всему чужому – это болезни, которым если один раз позволить поднять голову, лечить трудно», - говорит Абдулла Гюль.


Zeit: 50 лет назад началась турецкая миграция в Германию. Когда было заключено соответствующее соглашение, Вам было 11 лет. Не приходили ли Вам тогда в голову мысль: «Вот если бы мои родители эмигрировали в Германию»?

Если говорить правду, нет. И из моих родственников никто не уезжал в Германию. Но те времена я помню хорошо. Из моей родины – Кайсери – многие уехали в Германию. Когда летом они приезжали навестить родственников, их фольсфагены, опели и форд таунусы меняли облик нашего города. Предметом обсуждения были и шикарные кровати и головные уборы приехавших. О них вообще много говорили. Население торгового городка, каким был Кайсери, радовалось, когда из Германии приезжали его бывшие жители.

Как Вы думаете, в должной ли мере оцениваются в Германии турецкие мигранты – хоть с экономической точки зрения, хоть с человеческой?

Турки отправились в Германию потому, что их туда пригласили, а не по собственной инициативе. Страна нуждалась в рабочих, стороны договорились на этот счет, и люди вышли в дорогу. Конечно, и в те времена было известно, в какой мере трудолюбиво и дисциплинировано немецкое обществ. Это знают все. Когда турки вливаются в уже устоявшуюся систему, хотя условия и нелегкие, они стараются работать хорошо.

Они это и сделали. Мигранты первого поколения внесли свой вклад в то, чтобы Германия снова встала на ноги. Они проливали пот ради того, чтобы страна стала одной из самых сильных экономик Европы и мира. Я вполне удовлетворен тем, что в те годы этот труд был оценен достойно.

Zaman: В последующие же годы…

В последующие годы, когда германская экономика пришла к своей, казалось бы, сказочной цели, тот важный вклад, который внесли в это дело турки, был забыт. В центре обсуждений оказались проблемы турок. Проблемы были и вчера, есть и сегодня. Это верно. В конце концов, культура, из которой вышли турки, значительно отличалась от культуры Германии.

Ведь большинство мигрантов не видели на своей родине таких городов, как Стамбул, Измир или Анкара. Уехав их своих деревушек в разных частях Анатолии, они переселились в такие города, как Мюнхен и Франкфурт. И, естественно, они испытали культурный шок. Ни Германия, ни Турция не стали показывать этим людям дорогу. Люди постарались сохранить себя, используя свои возможности. И в этих попытках они совершали как правильные действия, так и ошибочные.

С 2005 года Германия выработала политику, связанную с активной миграцией и интеграцией, Турция же с этого же времени – политику, связанную с турецкими диаспорами в других странах. Не получается ли, что две страны соревнуются друг с другом в попытках оказать влияние на немецких турок?

Нет. Я не верю, что это так. Есть многочисленная турецкая диаспора за рубежом. Мы хотим лучше организовать свои службы, связанные с этими людьми, и удовлетворять их требования на профессиональном уровне. Для этого мы организовали специальный центр в Министерстве труда. В своей сути, и Турция, и Германия имеют одну цель: обеспечить интеграцию этих людей. В предыдущие 50 лет больше, чем об интеграции, думали об экономическом возрождении. Но сейчас очередь дошла до вопроса интеграции.

Zeit: Что важно для интеграции?

Когда человек начинает жить в какой-то чужой для него стране, самым естественным для него должно быть изучение языка этой страны. Все связано с языком. И этим аспектом долгое время пренебрегалось не только по вине турок. Винить только их в проблемах с языком несправедливо. Но в наши дни должно быть так, чтобы турок, являющийся гражданином Германии, без акцента разговаривал на немецком. Особенно это касается тех, кто решил остаться в стране. И как можно хорошо выучить язык?

Zaman: Как?

Конечно в детстве, в начальной и средней школе. Интеграция – это подчинение человеком нормам страны, в которой он живет, работа во благо этой страны и принесение пользы для нее. Для осуществления этого есть потребность в мотивации и условиях, которые готова предоставить страна миграции. И здесь я не могу не упомянуть вызывающую у меня искренне огорчение теме: иногда такая мотивация исчезает.

Вы можете привести пример?

Самым показательным примером может быть визовая политика Германии. Время от времени я получаю электронные письма от известных бизнесменов и ученых о строгой визовой политике Германии в отношении турок. Между тем, для граждан стран, даже, подобно Турции, не являющихся кандидатом в члены ЕС, в этом отношении не возникает таких проблем, как перед турками. Действуют так, будто между нашими странами нет тесных связей. Это положение, которое так легко исправить, в своей сути, портит и мораль немецких турок.

Zeit: Кто является президентом немецких турок – Вы или Кристиан Вульф?

Конечно же, Вульф является президентом граждан Германии, имеющих турецкие корни. Я же являюсь президентом тех турок, которые, хотя и живут в Германии, все еще имеют турецкое гражданство. Но есть немецкие турки, которые поддерживают тесные связи с Турцией, здесь живут их родственники, и нашу страну, где живут их матери и отцы они воспринимают в качестве своей родины. Они могут быть гражданами Германии, но они, в своем большинстве, чисто эмоционально могут считать меня своим президентом. Это и не будет правильным – требовать, чтобы эти люди разорвали свои тесные связи со страной, откуда приехали.

Zaman: В Турции проживает около 70 тысяч немцев. Считаете ли Вы себя и их президентом?

Конечно же! Как у меня есть сограждане немцы, так есть и сограждане евреи, христиане или армяне. Я, будучи президентом их всех, отмечаю вместе с ними их праздники, навещаю их храмы. Они, являясь меньшинством, может и не привлекают к этому внимание, но я не забываю их.

Вы слышали имя Тило Сарацина?

Кого?

Тило Сарацины, бывшего члена правления Бундесбанка?

А, тот человек. Да, я знаю о дискуссии, которую начал этот человек и знаком с тезисами, которые он защищает. В любом обществе могут появиться люди, обладающие такими радикальными и маргинальными взглядами. Следовало бы не проявлять к ним особого внимания и не тратить на них время. Главное – не позволять им играть первую роль.

Видите ли Вы опасность исламофобии в Европе?

Да, вижу и всегда поднимаю этот вопрос на повестку дня в своих встречах и поездках. Современное государство многокультурно. Современное демократическое правовое государство своей теорией и практикой является подарком Европы миру. Когда в этой Европе начинается подъем антиисламских настроений, мне кажется это ужасным противоречием. Сила проживающих в Европе мусульман – это структурное явление, повернуть вспять которое невозможно. Враждебное отношение к Исламу является опасным развитием антисемитизма и вражды ко всему чужому, а это болезни, которые, если позволить им один раз поднять голову, очень трудно лечить.

Zeit: Какую роль сыграла религия в арабской весне?

Определяющую роль в арабской весне играет не религия, а арабская молодежь. Мы живем в мире, где существуют безграничные возможности для связи. Каждый может узнать обо всем, и, как следствие, сравнивать свое положение с положением других. Арабская молодежь увидела, что ее лишают достоинства, узнала, что является правдой, а что ложью. В результате правящие режимы лишились уважения к себе. Все революции, которые переживают сейчас арабские страны, созданы технологиями связи. Запад же, создав эти технологии, внес самый важный вклад в революции.

Турция во многом встает в оппозицию Сирии. Из класса арабских правителей Вы переходите в класс арабских революционеров?

В Турции развитие демократии и права достигло определенной степени. Мы хотим, чтобы и страны региона обрели это. Мы поддерживаем борьбу народов этого региона с требованием демократии и прав. Как в Лондоне, Берлине и Париже люди могут собраться для мирной демонстрации, точно также люди могут сделать это и в Турции. Это их естественное право.

Собственно говоря, положение на Ближнем Востоке критическое. Почему в этих условиях пришли к кризисной точке отношения между Турцией и Израилем?

За это отвечает больше Израиль, чем Турция. Это Израиль совершил нападение в международных водах на корабль с гуманитарной помощью, где находились люди из 37 стран, включая Германию. После этих событий на корабле не были найдено никакого оружия. Ожидалось, что после этого нападения, в котором погибло 9 граждан Турции, Израиль принесет извинения. Но хотя он попрал международное право, Израиль ведет себя так, будто был прав.

Если Израиль принесет извинения и выплатит компенсацию разрешится ли конфликт?

Да, это наше категорическое требование.

Тогда эмбарго, которое Израиль установил в отношении Газы, не будет для вас проблемой?

Для нас самое важное то, что во время нападения погибли люди. Но и эмбарго, установленное в отношении Газы, противоречит международному праву. И так как оно является таковым, руководства ЕС, России и США, как и мы, потребовали убрать его.

С президентом Турции Абдуллой Гюлем беседовали Махмут Чеби и Сулейман Баг из «AvrupaZaman» и Озлем Топчу и Михаэль Туман из «DieZeit».

Источник: www.zaman.com.tr

Перевод: www.islam-portal.ru


Возврат к списку