Исламские новости

Революции не исламские, а человеческие 17 Октября 2011

Революции не исламские, а человеческие

В Иране настаивают на том, что нынешние арабские революции являются эхом свершившейся 30 лет назад Исламской революции в этой стране. Эта мысль выступала в качестве главной на состоявшейся 17-18 сентября в Тегеране и собравшей 750 человек со всех частей света международной конференции пробуждения. На этой конференции было и двадцать участников из Египта. Одним из них был я.

Поддерживающих упомянутую составляющую ось конференции мысль было так много, что голоса тех, кто совершенно не был с этим согласен, просто утонули среди них.

Знаменитый ученый из Аль-Азхара Джамаль Кутуб был первым, кто открыл дискуссию по этому вопросу. Кутуб, заявив, что каждый человек по своей природе выступает против унижения и притеснения, сослался на египетскую революцию, в которой, желая защитить уважение к себе и свободу, участвовали люди самых разных взглядов и верований.

Бывший премьер-министр Ирака Ибрахим аль-Джафари был во главе тех, кто высказал мнение, противоположное мнению Кутуба. Он настойчиво повторял, что происходящее в Египте и других арабских странах является эхом Исламской революции, совершенной под предводительством Аятоллы Хамейни.

Эта мысль ввергла меня в ужас. По моему мнению, влияние Иранской революции, которая, несомненно, является одним из самых значимых событий ХХ века, во многом преувеличено. Эта революция не может выступать в качестве разъяснения всех революций, случившихся в исламском и арабском мире позже. Это утверждение подтверждается и тем, что арабские революции свершились тридцать лет спустя после Иранской революции.

Опьянение победы французской, большевистской революций и даже революции Абдуннасра в 1952 году в Египте было источником вдохновения для всех революционеров. Но я не могу представить, чтобы этот героизм или страсть продолжали бы оказывать влияние и после тридцати лет.

Когда в комиссии мне дали слово, я сказал: «Народные выступления в арабском мире имеют свою историю. Одно из самых знаменательных – события в Судане в 1963 году. Тогда революция совершил не генерал Ибрахим Абуд с помощью войск, а народ, объявив всеобщую забастовку, выразившуюся в пассивном и мирном сопротивлении.

Исламская революция в Иране была крупным народным выступлением 1979 года, свергнувшим шахский трон. 1987 год ознаменовался интифадой палестинского народа, и эта интифада повторилась в 2000 году.

Позже, в 2007 году на улицы вышел народ Йемена. В начале этого года разразилась революция в Тунисе, и искры ее зажгли и Египет.

Потом искры этой революции разнеслись по многим арабским странам. Среди всех этих народных выступлений только иранская революция по причинам, объяснять которые слишком долго, была признана исламской.

Некоторые из причин заключаются в том, что во главе революции встали религиозные деятели, другие связаны с самим шиизмом, с 12 века оставшимся идеологией без государства. Когда возникла благоприятная возможность, шииты создали конституцию, где записали, что Иран является исламским государством, опирающимся на мазхаб гафари. Эта 12-я статья казалась вечной и неизменной».

Кроме того, я сказал: «Революция связи изменила мир в опасном направлении, расширила интересы людей, повысила уровень обмена информацией и опытом. И даже выход людей на улицы и площади, чтобы выразить свой гнев и предъявить требования, после арабских революций, в частности, египетской, стал феноменом всего человечества, охватив весь мир от США до Израиля. Это ставит нас перед фактом человеческого пробуждения, в котором участвует как исповедующие Ислам, так и не исповедующие его люди, с разных точек зрения требующие соблюдения своих прав и защищающие свое достоинство».

Закончил же свою речь я следующим образом: «Оценивая себя и других, мы должны быть скромными. Мы не должны ограничиваться только тем, чтобы смотреть в зеркало на себя. Мы должны смотреть по сторонам, чтобы узнать, что происходит вокруг нас. Нет ничего постыдного в том, чтобы учиться у других. Мы должны понимать, что, в любом случае, мы не является началом и концом истории, мы всего лишь одно из звеньев цепи. И нашей целью должно быть стать уважаемым звеном».


Фахми Хувайди

Статья помещена в египетской газете «Аш-шурук»



Фахми Хувайди – известный египетский журналист и писатель

Источник: www.timeturk.com

Перевод: www.islam-portal.ru


Возврат к списку