Исламские новости

Новые конституции мусульманских обществ 18 Октября 2011

Новые конституции мусульманских обществ

Буквально все исламские общества современности, включая Турцию, заняты созданием новых Конституций. В связи с этим об абсолютном правосудии и национализме в Исламе рассуждает сотрудник турецкого Общества правозащитников из Центра стратегических исследований Юсуф Чаглайан.

При создании новой Конституции важным моментом является следующее. На протяжении всей истории в этих обществах существовали внутренние разногласия в трех основных вопросах: между правосудием абсолютным и правосудием относительным, между хилафатом и султанатом, между религией и национализмом.

Типичным примером этих трех внутренних конфликтов является сфокусированный на национализме конфликт между двумя братскими мусульманскими обществами – турками и курдами, которые обладают такой общей верховной идентичностью, как исламская, и которые веками живут рядом друг с другом.

В самом начале главной функцией Конституции, которая стала бы примером для других исламских обществ, должно быть уничтожение названных конфликтов, поиск общих путей в будущее.

Абсолютное правосудие – это правосудие не «в соответствии с чем-то», а чистое, абстрактное правосудие. Оно не принимает во внимание ни расу, ни принадлежность к какой-либо группировке, не ставит в центр какую-либо личность или идеологию, это правосудие, которое не зависит ни от чего названного.

Это правосудие вершится только в соответствии с нормативными установками и основывается на превосходстве права. Одним словом, выносимые решения не меняются в зависимости от пола, расы человека, его принадлежности к какой-либо группировке и исповедуемой им идеологии. Выносится одно и то же решение. Это решение и представляет собой абсолютное правосудие.

Относительное правосудие же вершится в соответствии с политикой, национальностью, принадлежностью к какой-то группировке, диктатором, в конце концов. Решение выносится на таких условиях, что один из названных факторов выступает в качестве центра. Суть изменений арабской весны в тех нормах, которые годами применялись по отношению к человеку, семье и разным группировкам. Т.е. выступления против относительного правосудия.

Относительное правосудие, основанное на национализме, корысти, идеологии, диктатуре, какой-то группировке, священнослужителях, противоположно исламскому пониманию правосудия. Если какое-то общество создаст государство и правосудие в соответствии с одним из названных факторов, если сформулирует на этой основе законодательство, абсолютное правосудие, т.е. адалят аль-махза, не осуществиться.

Общество и отдельные индивиды в соответствии с пониманием правосудия такого рода делятся на две категории – притеснителей и притесняемых. Человек, по своей природе, может быть удовлетворен только абсолютным правосудием. Источником насилия и восстаний, попыток сохранить или изменить статус-кво является относительное правосудие. Ведь центральная ось, вокруг которой строится относительное правосудие, все время переходит из рук одних субъектов в руки других. Слои общества, собирающиеся вокруг этих субъектов, вступают в противоречие друг с другом. Приходит один диктатор, занимает место другого, приходит одна идеология, низвергает другую и создает свое относительное правосудие. Одна нация захватывает центральную ось и начинает угнетать другую нацию.

Создание относительным правосудием султаната неизбежно. В исламской мысли хилафат является противоположностью султаната. Но и само понятие хилафата, как и многие другие исламские понятия, было искажено. Хилафат в наши дни воспринимается как эквивалент западной теократии, т.е. политического правления, в центре которого находится класс священнослужителей.

Однако это понятие представляет собой абсолютное правосудие. Конфликт между хилафатом и султанатом, который в прошлом имел место в исламских обществах, в этом смысле дает свет для наших дней. Ислам объявляет войну всем системам, которые получают силу не от выборов, представляющих собой общий совет, не от принципов защиты достоинства и справедливости, всем системам, старающимся построить относительной правосудие с опорой на национализм, силу, султана или священнослужителей. Вместо относительного правосудия, основанного на власти какого-то человека, группы, идеологии или священнослужителей, Ислам утверждает систему абсолютно правосудия, опорой которого выступает совещание (истишара), общее мнение и защита достоинства.

Султанат же представляет собой политические, правовые и военные институты, сформированные в соответствие каким-либо человеком, группой или идеологии. Эти институты зависят от того центра, вокруг которого сформированы, и имеют такой формат, чтобы защищать власть, авторитет и интересы этого центра. Таким образом, общество превращает в объект манипуляции каким-либо человеком, группировкой или идеологией, находящимися с центре.

Законы, институты, режим зависят от этого центра. Все, что не соответствует этому центру, остается вовне, объявляется врагом и угрозой. Так как центр султаната относителен, относительно и правосудие. Чтобы центр мог сохранять свою силу и вообще существовать, он обязательно должен представлять одно относительное понятие, например, нацию, какую-то священную особу или класс священнослужителей. Султанат неизбежно опирается на силу. Когда государство, политика, институты и, в особенности, правосудие, сформированы в соответствии с такой силой, образуется общество, центром которого является султанат.

В обществе, центром которого является султанат, основополагающими выступают один человек, группировка или идеология. Нет совещания, совета. Достоинство не востребовано, востребованы подчинение и преданность.

НАЙТИ ЗОЛОТУЮ СЕРЕДИНУ

Людям всегда предстоит выбирать одно из трех: две крайности и середину… Человек, который ставит в центр свои интересы, выбирает такой крайний образ действий, целью которых является удовлетворение только своих интересов. А тот, кто не защищает даже свои законные интересы, впадает в другую крайность.

Середина же – это не покушаться ни на чьи права, но в то же время защищать свои законные права. Ислам и представляет собой тот срединный образ действий, который называют в качестве религии «сират аль-мустаким» - «прямой путь». Понятия двух крайностей и середины выявляются в общественном порядке, даже в глобальных масштабах.

Так и понятие нации, возникшее в период глобализации 1890-х годов, обрело свой смысл в качестве двух крайностей и середины. В этот период нации, которая отожествлялась с религиозной принадлежностью, не смогла явить абсолютное правосудие, срединный путь другим нациям. Связь между религией и нацией нарушается, когда вместо религии, представляющей собой середину, начинает господствовать религия нации, подминая под себя указания религии.

Ислам признает нацию, потому что нация заложена в природе человека, это онтологическая истина. Но национальная принадлежность не может выступать в качестве орудия угнетения других наций или же причины, по которой нация попадает под угнетение.

По этим причинам Ислам вступает в противоречие со всеми построениями, имеющими центром нацию, зависящими от нее. Этот принцип Ислама и его приемлемые принципы и способствовали его становлению в качестве мировой религии.

Если мы посмотрим вглубь истории человечества, то увидим, что три названных конфликта вновь и вновь проявляются. В наши дни, например, переживается возвращение конфликта общей истории турок и курдов, потому что онтологическое восприятие, основанное на этнической идентификации, пестует такого рода конфликты.

Между тем, общим «знаменателем» для турок и курдов является Ислам, это два братских общества, которые столетиями жили в качестве одного общества, объединенные этой общей идентичностью. Вестфальский мир и создание национальных государств для османов открыли дорогу образованию институтов, в которых в качестве политически объединяющего фактора выступала нация.

Когда была создана Республика Турция, ее всего лишь 13-ти миллионное население, в основном представленное необразованными сельскими жителями, обрело себя внутри мировоззрения, долгие годы формировавшегося в соответствии с установленными элитой ценностями национальной идентичности. В ходе этого процесса в качестве единого целого возникла проблема «национализма», охватывающая как турок, так и курдов.

Сейчас мы переживаем длинный, разрушительный и конфликтный период, где представляющие националистическую идеологию Эргенекон и Рабочая партия Курдистана и их политические продолжения являются и зрителями, и актерами. Борьбу, которая ведется с этими вышедшими за рамки права организациями, следует воспринимать как часть борьбы с международным терроризмом.

Относительное правосудие, султанат и национализм, это три главных искажения, с которыми Ислам борется на протяжении веков. Турки и курды, обладающие исламским самосознанием, не могут быть представителями этих трех группировок, которым Ислам объявляет войну. Они не могут собираться вокруг сторонников этих трех группировок, не могут поддерживать их. Наоборот, они обязаны объединиться, чтобы бороться с этими искажениями.

Конституция, которая обретает особый смысл в связи с существованием такой обязанности, должна иметь такую основу, чтобы компенсировать три названных искажения. Ведь консервативные слои, составляющие основу турецкого и курдского общества, осознают, что их религиозной обязанностью является противостояние таким искажениям и сторонникам таких искажений. И, преисполненные таким сознанием, мы должны всем обществом оказать поддержку Конституции, которая могла бы стать образцом не только для нашей страны, но и для всего исламского мира.

Юсуф Чаглайан

Источник: www.timeturk.com

Перевод: www.islam-portal.ru


Возврат к списку