Исламские новости

Современный мир имеет до 360 идолов 18 Ноября 2011

Современный мир имеет до 360 идолов

Турецкий экономист и писатель Мустафа Озель говорит, что современный мир же имеет до 360 идолов. Он рассматривает экономику как общественную и философскую науку, а разговоры об экономике предлагает начинать с Рая. Богатые мусульмане, живя в закрытых районах, рвут связи с остальными мусульманами, а их дети не будут иметь представление о том, что есть бедные.


Говорят, что с приходом к власти исламистов, религиозные мусульмане в Турции стали богатеть. Вы присоединяетесь к этой точке зрения?

В Турции, в целом, религиозные слои населения долгое время в значительной мере были обделены и с политической, и с экономической, и с культурной точек зрения. Естественно, когда-то этому должен был наступить конец. В один день эти люди должны были потребовать «права», которых были лишены. Этот процесс начался не с этим правительством. Это повесть последних 50-60 лет, время от время приходящая к кризисной точке. В последние десять лет в Турции наблюдается политическая стабильность, а политическая стабильность является необходимым элементом экономического развития. Без волевого правительства невозможно и экономическое развитие. Сейчас это и проявляется. По моему мнению, если религиозные мусульмане пользуются этим на 50%, то нерелигиозные – на 150%. Посмотрите на капитал крупных групп 10 лет назад и сейчас, на масштабы их деятельности, вы увидите разницу.

Т.е. религиозные слои населения не стали получать каких-то супер доходов?

В нашей стране большинство религиозных мусульман являются хозяевами очень мелких предприятий. В последние десять лет те, кто «умеет идти в ногу со временем», сумели несколько вырваться вперед. Поэтому политическое развитие последних десяти лет, да, помогло какому-то числу религиозных мусульман. Но не всем, при этом для «нерелигиозных» помогло в большей степени.

Обратимся к теме, являющейся предметом давних споров. Может ли мусульманин быть богатым, должен ли быть?

У меня есть статьи на эту тему. Суть моей позиции такова: естественно, мусульманин может быть богатым. Не может быть и речи о существовании принципа, согласно которому мусульманин обязательно должен быть бедным. Среди сахабов нашего Пророка (с.а.в.) было много богатых. Но важно то, чтобы богатые умели выказывать благодарность Всевышнему за их богатство и не абстрагировались от проблем других мусульман и всего человечества. Если человек, разбогатев, умеет печалиться о проблемах других людей, значит, он выражает благодарность за дарованное ему богатство. Поэтому неуместно говорить, что люди могут быть истинными мусульманами, только оставаясь бедными. Но в Турции сейчас происходят процессы, которые могут привести к потере мусульманской чувствительности.

Например?

Например, районы для богатых мусульман. К этому следует относиться серьезно. Многие мои знакомые живут в таких районах. Я тоже уже пожилой человек, может, если у меня будет достаточно денег, тоже поселюсь в таком районе! Раньше мы жили в деревне или махалле. Вместе со всеми мусульманами, богатые и бедные ходили в одну мечеть, вместе гоняли мяч. Но если мы обосабливаемся в особых районах, мы перестаем общаться. А дети? Всю жизнь будучи отделенными от бедных, не превратятся ли они в параноиков, боящихся этих бедняков и думающих только о своем комфорте? Если они не будут расти в одной махалле с детьми бедных, учиться с ними в одной школе, они и не будут принимать близко к сердцу их проблемы. Таково положение во всех развитых капиталистических странах. Демократия на практике является средством страховки некой патологической системы, когда одна десятая часть общества накладывает руку на девять десятых капитала.

И что же следует делать?

Следует серьезно относиться к проблеме мусульман, порождающей «исламские богатые районы». И бедные, и богатые должны жить вместе. А мечети должны собирать мусульман. Например, вы живете в махалле, где пять бедных семей, 15 семей среднего достатка и 3 богатых. Богатые могут иметь более дорогую машину, более красивый дом. Но если богатые, как это делается в других капиталистических странах, для того, чтобы оградиться от людей среднего достатка и, в особенности, бедняков, и жить в более комфортных условиях строят особые районы, где есть и мечеть, они рвут свои связи с другими мусульманами. По крайней мере, давайте строить районы для богатых без мечетей, чтобы они хотя бы, приходя на намаз в общие мечети, имели возможность общаться со своими братьями по вере!

Когда высказываешь критику в адрес богатых мусульман, живущих в особых районах, из продукции предпочитающих только бренды, то обычно возражают так: «Разве мусульмане не достойны хороших вещей?». Что Вы скажите?

Важно, что имеется в виду под хорошими вещами. Если просторный дом, надежная машина или удобная одежда, то, конечно, это естественные человеческие желания. Но в сегодняшнем мире, как в Каабе времен джахилии, есть более 360 известных марок, люди за бешенные деньги стремятся, войдя в какую-то сеть, касту, отличаться от других. Люди платят эти деньги не за конкретную машину, ботинки или платок, а за то, что эти вещи являются знаком принадлежности к касте «избранных». Идолы, стоявшие в Каабе, были посредниками между Созидающей Силой, являющейся причиной существования мироздания, и людьми. В наши дни брендовые марки являются посредниками между Силой представлений, считающейся причиной существования социального мира, и одержимыми страстями людьми, желающими выделиться среди других. Таким образом, одержимость брендами и районы для богатых дополняют друг друга.

Значит, по-вашему, брендовая продукция таит в себе опасность?

Название каждой продукции в этом смысле не является брендом. Значительная часть брендов, в своей сути, своего рода подпись, знак. Но есть какой-то количество брендов, являющихся тотемом, идолом. Например, вы производите колбасу, копченое мясо, предлагаете людям мясную продукции, стараясь держать качество на уровне. Потребитель за годы удостоверился в вашей продукции, доверяет вам. В этом случае марка своего рода подпись, и здесь проблемы нет. Проблему представляет собой продукция, которая порождает у потребителей чувство, что «они не будут людьми», если не обладают ею. Это напоминает мне недавно прозвучавшую рекламу одного автомобиля: «Купите его, и он будет вашим хозяином». Именно так. Чем этот автомобиль отличается от тех же идолов, от Лат и Уззы?

В чем же выход?

Только разумное потребление (даже если мы назовем это не социализмом, а исламской экономикой, исламским государством или исламским обществом). Ключ переселения из джахилийской Мекки в лучезарную Медину в наших сердцах. Если исследовать, как создавался базар в Медине, и прислушаться к Прощальной (Вада) проповеди нашего Пророка (с.а.в.), то можно найти путь решения проблемы.

Экономику воспринимают обычно как науку, связанную с банковским делом, финансами, рынками. Вы же смотрите более широко, исследуете связи экономики с обществом. Каких успехов Вы добились в этой сфере?

Нельзя создать ни одну область знания без абстрагирования. Но если не осознавать существования такого абстрагирования, то, подобно греку, влюбленному в свое отражение в воде, мы превращаем выработанную нами теорию в культ, обожествляем ее. Экономика, например, исследуя формирование цен, заявляет, что главным фактором при этом является дефицит товара, его редкость. Редкие вещи дороги, и с тех пор, как в истории человечества появился дефицит и открылся простор для экономической мысли. Споры об экономике я бы начал с Рая. В Раю все было в изобилии. Редким было только одно дерево. Приблизившись к этому дереву, Адам и Хава не вняли божественному предписанию и оказались вынуждены жить в соответствии с экономической парадигмой. Жить в этом мире – значит быть вынужденным жить в соответствии с экономической парадигмой.

Т.е. жить при своего рода дефиците…

Да, жить при дефиците, недостатке продукции. Все дается с трудом, особенно для женщин. Земной мир это такое место, где испытывающий боль человек для того, чтобы жить, должен постоянно находить вещи, в которых испытывает недостаток, так он стоит на ногах. Капитализм внес новое измерение в этот естественную потребность удовлетворения своих нужд. Современный человек, мы в том числе, живем в среде многоуровневой потребности. Это искусственно созданная потребность. Во времена моей юности для людей в качестве такой потребности выступал цветной телевизор, потом – плазма, LCD, сейчас дожили до LED. Девять из десяти вещей, которые мы считаем себе такими необходимыми, в действительности не особо нам нужны.

Источник: www.yenisafak.com.tr

Перевод: www.islam-portal.ru


Возврат к списку