Исламские новости

Универсальные ценности? 23 Апреля 2013

Универсальные ценности?

Есть некоторые общепринятые фразы, которые мы принимаем, не просеивая их через сито откровения (вахи) и не анализируя их. Они являются для нас основой мысли, мнения, и мы используем их к месту и не к месту. Не задаваясь вопросом, соответствуют ли они нашей культуре или нет, мы усваиваем эти общепринятые фразы. Между тем, эти фразы начинают влиять на нас, обращая наши мысли, мнение и веру в сторону той мысли и той культуры, к какой они изначально принадлежат.

Изменения, которые пережили мусульмане в эпоху модернизма, продолжают оказывать воздействие и сейчас, и те изменения, которые мы наблюдаем сейчас, происходят, в том числе, и под их воздействием.

Фраза «универсальные ценности» относится к тем общепринятым выражениям, которые изменили наше сознание. Эта фраза, часто употребляемая в рамках проекта модернизации Ислама, старается внушить нам мысль, что Ислам включает в себя универсальные ценности, и, значит, является религией, не вступающей в противоречие с существующим положением вещей. Когда задается вопрос: «Что же это за ценности?», мы получаем то расширяющийся, то сужающийся в зависимости от ситуации список.

К слову сказать, еще сто лет назад в качестве этих универсальных принципов выступали «свобода, справедливость, братство». Они были и в «цивилизованном мире», и в Исламе. Спустя какое-то время эти понятия не только сменились своими синонимами, но, включив еще ряд понятий, продолжили свою деятельность. Т.е. не только слова «свобода, справедливость, братство» сменились словами «свобода, равенство», но к ним еще присоединились такие понятия, как «права человека, права женщины, демократия…».

В таком случае, следует спросить: «Эти принципы действительно универсальны?» Могут ли те, кто утверждает это, доказать свои слова? Если какая-то мысль, идея или верование с помощью разных средств получили широкое распространение, и даже были «вызубрены», делает ли это их «универсальными»?

Еще более интересный вопрос: будут приверженцы «универсальных принципов» согласны, если в США или в какой-то западной стране в результате выборов президентом или премьер-министром станет мусульманин?

Сделаю еще один шаг: возможно ли, чтобы в какой-то стране за пределами западного мира к власти пришли силы, которые не поддерживают эти «универсальные ценности». Смогут ли они остаться у власти?

Если мы обратимся к опыту недавнего прошлого, то не становится ли само собой очевидно, что эти вопросы «лишние»?

Другая сторона проблемы в следующем: ясно, что утверждение, согласно которому все страны, народы и образы мысли в одинаковой мере усваивают упомянутые и не упомянутые нами «универсальные принципы», лишено всякой основы. Ибо невозможно утверждать, что эти принципы были приняты на протяжении всей истории во всех странах и всех континентах. Какие же они в таком случае универсальные?

Если, возражая, скажут: «Точка, к которой привел нас универсальный тысячелетний опыт человечества, придает этим понятиям существование и смысл, поэтому вполне допустимо, что в прежние эпохи они не встречались», то очевидно, что утверждающие такое имеют серьезные проблемы в понимании откровения (вахи) и даже самого «существования».

Истолкование этого утверждения в «связи с откровением (вахи)» очевидно. Ибо так как откровение (вахи) является отражением божественного знания, а в божественном знании не может быть речи об «открытии на основе опыта», то те, кто утверждает, что названные принципы универсальны, должны бы пересмотреть свое понимание откровения.

Что же касается материального мира, то универсальным можно назвать то, что сохраняет свою действенность в любую эпоху и в любой культуре. А то, что совершенно отсутствует в какую-то эпоху или в какой-то культуре, не может быть универсальным. Те, кто называет упомянутые принципы универсальными, считают универсальными те социо-культурные и исторические условия, в которых эти принципы возникли. Почему это тот или иной пережитый Западом опыт должен выйти за пределы западного мира и стать ценностью всего человечества, будучи объявленным «универсальным»? К тому же – как я отмечал выше – для Запада эти понятия «что дышло», которое они стремятся повернуть в свою пользу.

Источник: http://www.zehirli.org

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку