Исламские новости

Предали ли революцию левые? 27 Мая 2014

Предали ли революцию левые?

Арабские революции следует воспринимать как длительный процесс, который переживет еще немало подъемов и спадов и станет ареной глубоких экономических, социальных и политических изменений. В ходе этого процесса падут многие социальные табу, изменятся многие нормы и оценки, поднимутся многие социальные движения. В то же время, прольется еще немало крови, многим людям предстоит испытать горести, а деспотические режимы сравняют с землей немало городов ради того, чтобы уничтожить не только настоящее, но и прошлое.

Когда, начавшись в конце 2010  года, революции распространились по всему арабскому миру, левые партии, как минимум, были так же растеряны, как диктаторские режимы. Как ирония судьбы, все левые партии оказались не готовы к этим выступлениям, превратившимся в самые крупные революционные движения современного мира.

Левые партии арабского мира, движения и объединения рабочих, как правило, следовали одному образу действий из двух: или «склониться» перед государством, полностью подвергшись «ассимиляции» со стороны последнего, или, встретив противодействие, быть исключенными из политической жизни. Например, коммунистические партии Египта и Сирии были запрещены до тех пор, пока не согласились быть лояльными к режимам Джамаля Абдуль Насира и партии «Баас» соответственно.

Коммунистической партии Сирии было разрешено вести свою деятельность только в качестве части Национального прогрессивного фронта – коалиции, созданной Хафезом аль-Асадом от имени большинства, но имеющей целью контролировать политическую активность партий. А это еще более углубило противоречия между Политбюро партии и радикальной группировкой, формирующей сам облик Коммунистической партии Сирии и руководимой Рийадом аль-Турком. Эта оппозиционная группировка была взята под контроль режимом Асада, ее деятельность приостановлена, а Рийад аль-Турк в 1980 году заключен в тюрьму, где пробыл 18 лет.

Таким образом, в арабском мире режимы, которые называли «прогрессивными», «социалистическими» или «националистическими», путем силы или «назначения» помешали развитию каких-бы то ни было серьезных радикальных левых или рабочих движений.

В 2011 году по причине сложившейся социальной и экономической ситуации, а также политического притеснения, практикуемого диктаторскими режимами, по всему арабскому миру прокатилась волна народных выступлений.  Еще до этих выступлений социальная и экономическая обстановка в этих странах была тревожной. Люди не только испытывали политическое притеснение, но и были вынуждены вести борьбу за свою жизнь.

111.jpg

Если политика нео-либерализма начала проводиться  в Египте Анваром Садатом и также была усвоена и в Сирии после прихода к власти в 2000 году Башара Асада, нет никаких сомнений, что это было только на пользу правящей элите. Эта выгода обеспечивалась несмотря даже на негативные явления, наблюдаемые в обществе – рост инфляции, рост цен, высокий уровень безработицы (особенно среди молодежи)  и рост бедности. Например, если в Сирии количество людей, живущих за чертой бедности (менее 1$ на душу) в 2000 было 11%, то в 2010 уже 33%.

Такие социальные и экономические условия, казалось бы, должны были подвинуть левых выступить с требованиями справедливости, начать активные действия. Но этого не произошло. Народные выступления самым неожиданным образом распространились по всему арабскому миру, бросая вызов прежним понятиям и национализму. Они показали, что люди, живущие в самых разных частях арабского мира, могут подержать друг друга на той основе, что все они испытывают притеснение и несправедливость.

Но что же можно ответить на вопрос: «Какова роль левых в этом процессе?»

В зависимости от того, насколько та или иная партия была «включена» в режим, на этот вопрос существует более одного ответа. Так как Профсоюз рабочих Туниса (UGTT) исторически был независим от государства, он смог сыграть значительную роль в революции. Все остальные левые движения арабского мира не смогли сделать этого.

Например, коммунистические партии Сирии и Ливана, считая совершенно очевидным, что происходящие выступления организованы империалистами, заняли позицию против выступлений. Традиционные левые движения, скомпрометировавшие себя связью с прежними режимами, потеряли свои позиции, и их место заняли новые движения, вышедшие из улиц.

Вместе с этим, в последние годы стали наблюдаться новые проявления активности левых в арабском мире, например, Революционных социалистов в Египте, Революционного левого движения в Сирии и Социалистического форума в Ливане. Хотя эти группы запоздали, их политическое влияние ограничено, и они, в целом, лишены народной поддержки, их понимание арабских революций и развитие представляют собой то «политическое созревание», которое так долго ждали от левых в арабском мире.

Левые в арабском мире сегодня

Если традиционные левые партии практически все имели целью национальную свободу и следовали сталинистской тактике действия от вершины к подножью, то совершенно очевидно видно, что новые левые следуют троцкистской тактике действия от подножья к вершине.

Если для традиционных левых приоритетом была национальная свобода, новые левые, считая, что при капитализме и любой системе, применяющей насилие, не может быть истинной свободы, сосредоточились на свободе социальной.

Если традиционные левые были сосредоточены на геополитике и жили иллюзией, что Иран и Россия являются антиимпериалистическими силами, то новые левые сосредоточены на борьбе с внутренним неравенством, насилием, не потерявшим геополитические связи, и израильской оккупацией.

Другими словами, левые, усвоившие троцкистский поход, верят в революцию, которая сведет воедино борьбу за национальную свободу с социальным и экономическим освобождением. Например, Коммунистическая партия Ливана оценивает происходящее в Сирии как часть глобального плана по свержению режима Асада и усилению позиций Израиля в регионе. Социалистический форум Ливана же считает происходящее в Сирии героической революционной борьбой народа с диктатором.

333.jpg

Вдобавок к этому, традиционные левые партии были вынуждены выбирать между двумя политическими силами. Поэтому они не смогли обрести реального политического влияния. Новые левые же предпочитают третью альтернативу. Например, в Египте Революционные социалисты заняли позицию против и прежнего режима Мубарака, и армии во главе с генералом аль-Сиси, и «Братьев-мусульман».  Схожим образом левые группировки Сирии выступают и против режима Асада, и против Исламского государства Ирака и Шама, и таких группировок, как «Фронт ан-Нусра».

В заключении можно сказать, что если и традиционные, и новые левые чему-то и научились из арабских революций, то это тому, что революции бывают далеко не так романтичны, как представляется. Насколько сильна и масштабна бывает революция, настолько болезненно и трудно – вопреки надеждам левых – проходят изменения.

Арабские революции следует воспринимать как длительный процесс, который переживет еще немало подъемов и спадов и станет ареной глубоких экономических, социальных и политических изменений. В ходе этого процесса падут многие социальные табу, изменятся многие нормы и оценки, поднимутся многие социальные движения. В то же время, прольется еще немало крови, многим людям предстоит испытать горести, а деспотические режимы сравняют с землей немало городов ради того, чтобы уничтожить не только настоящее, но и прошлое.

Источник: http://www.dunyabulteni.net

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку