Исламские новости

Исламские больницы и медицинские школы в эпоху средневековья 17 Октября 2014

Исламские больницы и медицинские школы в эпоху средневековья










Средневековая исламская цивилизация уделяла большое внимание развитию медицины. Ключевым вопросом в этом деле было развитие больниц и медицинских школ на протяжении всей эпохи. Больные люди считали больницы, которые также назывались «бимаристан» (пристанище больных людей), таким местом, где они могли бы получить лечение и, возможно, избавиться от недугов благодаря врачам.

Врачи считали бимаристан учреждением, в котором изучались вопросы укрепления здоровья, лечения заболеваний, а также развития и распространения знаний о медицине.

Медицинские школы и библиотеки, где старшие врачи обучали студентов медицинскому искусству, а также тому, как в полной мере применять свои знания во время работы с пациентами, функционировали при крупных больницах. Больницы проводили для своих студентов экзамены и выдавали дипломы.
Одним словом, бимаристан являлся колыбелью исламской медицины и прообразом современной больницы. Эти учреждения сыграли ключевую роль не только в распространении медицинского образования, но и послужили основой для больниц, медицинских школ и колледжей, функционирующих в настоящее время.

К 11-му веку уже существовали передвижные клиники, которые укомплектовывались персоналом из больниц. Эти клиники оказывали медицинскую помощь тем, кто жил в отдаленных районах или был не в состоянии самостоятельно добраться до больницы. Ранние исламские медицинские учреждения можно разделить на мобильные амбулатории, центры первой помощи и стационарные медицинские пункты.

Мобильные амбулатории

Идея мобильной амбулатории восходит ко времени пророка Мухаммада (с.а.в.). Во время Битвы у Рва (Газва Хандак) для раненых была возведена отдельная палатка. Когда Саид бин Муаз был ранен и один из кровеносных сосудов в его руке был поврежден, Пророк распорядился разместить его в палатке для того, чтобы он мог лично заботиться о раненом.

Более поздние халифы и правители усовершенствовали  эти полевые приспособления в полноценные мобильные амбулатории, укомплектованные врачами и фармацевтами. Их задачей было удовлетворение потребностей населения, проживающего вдали от крупных городов и стационарных медицинских учреждений.

К периоду правления сельджукского турецкого султана Мухаммеда Сальджуки мобильные больницы стали настолько большими, что для транспортировки оборудования одной больницы требовалось сорок верблюдов.

Стационарные больницы

Первая мусульманская больницалепрозорий - была построена в период правления Валида бин Абд-аль Малика. Врачи, работающие в этой больнице, получали большие зарплаты и обеспечивались недвижимостью. Пациенты проходили лечение в стационарном режиме и были изолированы от людей из-за инфекционного характера своих заболеваний, однако они (так же, как и слепые) получали денежные пособия, на которое могли содержать свои семьи.

В г. Багдаде в 805 г. халифом Харуном ар-Рашидом была учреждена первая больница общего типа в современном смысле этого слова. В течение последующих нескольких десятилетий во всем исламском мире было основано 34 больницы и их число с каждым годом продолжало увеличиваться.

В Испании только в одной Кордове было пятьдесят крупных больниц. Некоторые из этих больниц предназначались для обеспечения нужд военных и располагали штатом специализированных врачей. Эти врачи работали вместе с штатом врачей, которые обслуживали халифов, военачальников и дворян.

Бимаристан в Каире.jpg

Бимаристан являлся колыбелью исламской медицины и прообразом современной больницы. Бимаристан Султана Калаун в Каире (13 в.)

Существовали также отдельные больницы для осужденных. В этих учреждениях врачи каждый день проводили осмотр заключенных, при этом пациенты были обеспечены всеми необходимыми условиями для лечения. Визирь Али бин Иса бен Джарах бен Сабит однажды написал главному врачу Багдада следующее: "Я очень беспокоюсь о заключенных. Их многочисленность и состояние тюрем позволяет с уверенностью утверждать о том, что среди них очень много больных. Поэтому я придерживаюсь мнения, что они должны обслуживаться отдельными врачами, которые будут обследовать их каждый день и будут выписывать им, при необходимости, лекарства и лечебные отвары. Такие врачи должны посещать все тюрьмы и лечить больных среди заключенных».

Существовали больницы, которые круглые сутки были открыты для населения. Некоторые принимали только мужчин или женщин, но были и такие больницы, которые оказывали медицинскую помощь в отдельных блоках всем пациентам.

Больницы включали в себя различные отделения, такие как общих заболеваний, офтальмологии, хирургии, ортопедии и психических заболеваний.

Отделение общих заболеваний, которое соответствует современному отделу внутренних болезней, обычно подразделялось на отделения, лечащие лихорадки и болезни, связанные с пищеварительной системой. Более крупные больницы имели больше отделений и различных специализаций.

К каждому отделению прикреплялись заведующий и председательствующий в дополнение к надзирающему должностному лицу. Также имелся управляющий - саур, который осуществлял руководство всей организацией.

В больницах имелась должность санитарного врача, отвечающего за соблюдение чистоты и гигиенических требований. Кроме того, в штат больницы входили также бухгалтеры и другие административные сотрудники, которые должны были обеспечивать соответствие условий (финансовых и иных) в больнице установленным стандартам.

Врачи работали определенное количество часов, в течение которых они должны были принимать пациентов.

Каждая больница содержала штат лицензированных фармацевтов (сайдалани) и медицинских сестер. Заработная плата персонала устанавливалась законом, были широко распространены компенсационные выплаты. Больницы, как и все медицинское обслуживание, были бесплатными и доступными для всех - как состоятельным, так и бедным, как иностранцу, так и гражданину, как простолюдину, так и представителю знатного рода.

В амбулаторных клиниках работали врачи (терапевты), которые выписывали пациентам лекарства, принимаемые в домашних условиях при легких недомоганиях. Пациенты с серьезными болезнями, требующими постоянного внимания и контроля, принимались в больницах. Стационарным пациентам выдавалась специальная одежда, тогда как их собственная одежда в это время хранилась в специальных помещениях учреждения.

В больничных палатах, куда доставляли пациентов, всегда имелась кровать с чистыми простынями. Курс лечения, назначенный врачом, начинался сразу по доставке пациента в больничную палату. Все палаты были чистыми, с большим запасом питьевой воды.

Пациентам назначали определенный рацион, в зависимости от их состояния и заболевания. Показателем крепкого здоровья (после восстановления от болезни) считалась способность пациента употребить в пищу то количество хлеба, которое, как правило, употреблялось абсолютно здоровым человеком вместе с жареной тушкой целой птицы за один прием пищи.

Если пациент мог легко переварить данное количество еды, он считался совершенно здоровым и выписывался из больницы. Пациенты, вылечившиеся от своих недугов, но до сих пор не окрепшие, переводились в палаты выздоравливающих, где оставались до полного выздоровления. В случае необходимости (например, по причине бедности), пациенты получали новую одежду вместе с денежным содержанием, которое выдавалось им в качестве средства к существованию.

Центры первой помощи

В дополнение к стационарным больницам, рассмотренным выше, в городах и крупных поселениях также работали центры первой помощи. Эти центры неотложной помощи, как правило, располагались в оживленных общественных местах, например, при крупных мечетях. Вот как Макризи описал один из таких объектов в Каире: "Когда Ибне-Тулун построил свою всемирно известную мечеть в Египте, на одном его конце находилось место для омовения, также на его территории располагался амбулаторий. Он был хорошо оборудован лекарствами и укомплектован обслуживающим персоналом. По пятницам там находился дежурный врач, который, в случае необходимости, мог сразу оказать помощь любому посетителю такого огромного сборища».

Больница Ибн Тулуна.jpg

В 14 в. библиотека больницы Ибн Тулуна в Египте содержала около ста тысяч книг по различным отраслям медицинской науки, в то время как крупнейшая библиотека Европы в Университете Парижа, располагала всего лишь 400 томами.

Медицинские школы и библиотеки

Одним из главных функций больниц была подготовка врачей. В каждой больнице имелся большой лекционный зал, где студенты, наряду с главными врачами и старшими медицинскими работниками, встречались и обсуждали медицинские проблемы. Такие дискуссии проходили в форме семинара. В процессе обучения студенты-медики вместе со старшими врачами посещали палаты, участвовали в уходе за больными подобно тому, как это практикуется в настоящее время.

Процесс обучения завершался прохождением итоговой аттестации на получение лицензии, дающей право на медицинскую практику. Кандидаты должны были держать экзамен перед главным санитарным врачом, назначенным правительством области. Первый этап в этом направлении предполагал написание научного труда по направлению, в котором кандидат хотел получить сертификат. Научная работа могла представлять собой оригинальное исследование или комментарий на существующие тексты, таких авторов, как Гиппократ или Гален, а после 11-го века - Ибн Сина.

Кандидатам было необходимо внимательно изучить работы вышеуказанных ученых с целью выявления ошибок. Такой акцент на эмпиризм и наблюдение, а не слепое подражание авторитетам, был одним из краеугольных камней средневекового исламского интеллектуального прогресса. По завершении научного исследования, кандидату предстояло пройти обсуждение своей работы у главного врача и ответить на вопросы по всем актуальным проблемам своей предполагаемой специальности. В случае успешного прохождения данного испытания, кандидат получал разрешение на медицинскую практику.

Еще одним ключевым аспектом больниц, имеющим решающее значение как для студентов, так и для преподавателей, было наличие огромных медицинских библиотек. В 14 в. библиотека больницы Ибн Тулуна в Египте содержала около ста тысяч книг по различным отраслям медицинской науки, в то время как крупнейшая библиотека Европы в Университете Парижа, располагала всего лишь 400 томами.

Дэфид В. Тшанз (Саудовская Аравия)

Источник: www.onislam.net

Перевод Азата Хурматуллина специально для Исламского портала


Возврат к списку