• Архив

    «   Ноябрь 2017   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30      

Христианские мотивы фильма «Бибинур»

Фильм «Бибинур» – один из лучших фильмов про духовность последних лет, и, по определению одного моего знакомого режиссера, «самый лучший фильм о нас». Я в отличие от него все фильмы про татар не смотрел, и все же готов подписаться под его определением полностью, без каких-либо оговорок.

Фильм «Бибинур» рассказывает про такое печальное явление нашей жизни, как сиротство. Сиротство оставило глубокий шрам в жизни всех его главных героев: и самой Бибинур (сироты, растившей чужих осиротевших детей), и нового владельца земель в деревене "Иске чишмә" Джахангира (сына сироты, выросшего в детдоме), и мальчика Мансура с уникальным голосом, мечтавшем заработать миллион и уехать из деревни, где он оказался у бабушки после смерти своей мамы. Однако авторы фильма поднимают проблему сиротства не в этом ее буквальном понимании, а гораздо глубже. Сиротство как душевное состояние. Сиротство как основа мироощущения современного человека во все более глобализирующемся мире. В такого рода сироту вырождается каждый, у кого «не было своей земли», кто оторвался от своего родового дерева – шаджара (центральный символ фильма), кто утратил путь к живому источнику в родной деревне, а вместо него прильнул ко всякого рода суррогатам, типа мертвого экрана спутникового телевидения фирмы «Чишма». Именно таких людей Бибинур, жалея называет "бичара" - "бедный".

Фильм потрясающий, эмоциональный, продуманный в каждой «мелочи», с нотками трогательного юмора и очень глубокий по своему содержанию. Он затрагивает такие струны в душе, что когда по экрану поплыли финальные титры в зрительном зале кинотеатра никто даже не шелохнулся. Мы продолжали молча сидеть, потрясенные и ошарашенные тем, что увидели и осознали.

В фильме про праведницу Бибинур одним из важных пластов является тема религии. Здесь я также во всем готов согласиться с авторами фильма, кроме одного. А именно с их трактовкой обретения веры.

Как видно из фильма, человек без веры и религии своих предков – это также сирота, бичара. Именно поэтому один из главных героев, Мансур, поначалу утверждавший, что Аллах – «это сказки, абсурд, это как снег среди лета» в конце фильма обретает веру и становится муэдзином во вновь возрождаемой из многолетнего небытия мечети. Лично для меня чудо, приведшее этого героя к вере, стало эмоциональным пиком всех переживаний от просмотра. Когда в конце фильма летним днем на глазах у изумленных жителей деревни пошел снег слезы, до того неоднократной волной накатывавшиеся во мне, прорвали «плотину» и вырвались наружу. То, как показали это чудо авторы фильма – выше всяких похвал. Они сотворили в этом чуде настоящее чудо кинематографа.

Но именно мотив чуда и есть, пожалуй, единственная серьезная ошибка авторов фильма, ибо напоминает, скорее, христианскую, нежели исламскую религиозную традицию.

Ислам не отвергает чудеса: их являли пророки (муджиза), они случаются рядом с праведниками (карамат). Но ислам отвергает чудо (как некий необъяснимый «спецэффект») в качестве основы для обретения подлинно глубокой веры. Согласно мусульманским мыслителям, истинным чудом Бога является Его Книга, явленная в Коране и в раскрытой перед нами Вселенной. Поэтому не случайно стихи Корана и элементы величественного Здания мира (Солнце, звезды, Луна) именуются аятами – «знамениями Бога», погружаясь в которые человек постигает мудрость и величие Творца. Богу незачем быть фокусником, жонглирующим перед носом сомневающейся публики волшебными «спецэффектами» только ради того, чтобы она уверовала. Он превыше этого. Для глубокой веры достаточно будет, если мы обратим свой взор к созданному Им миру – величайшему Писанию Бога, нескончаемому волшебству вокруг нас. Впрочем «механика» обретения веры не играет ни «за», ни «против» главной идеи фильма и вряд ли испортит впечатление от него даже у искушенного в мусульманском богословии зрителя.

Существенным достоинством фильма является то, что он не рисует мрачную картину безысходности и безнадежности. Авторы фильма оставляют нам пространство для выбора. Да, глобализм тотально наступает по всем фронтам: и информационно (продажа антенн спутникового телевидения с многообещающим рекламным слоганом «рай на Земле» шла на протяжении всего фильма), и экономически (китайские инвесторы ради строительства консервного завода хотели выселить часть жителей деревни и вместо них прислать дешевую вьетнамскую рабочую силу, разрушить древние могилы и поставить свиноферму). Однако осиротеть в этом безудержно меняющемся мире или нет каждый решает сам. Когда в фильме совсем юный безбожник Мансур, не знающий татарского языка признается в своем сиротстве, мол, «это не моя земля», Бибинур лишь мудро ответила: «Захочешь – будет твоя». И он услышал ее скромный призыв: выучил родной язык, встал на намаз и стал полноправным Хозяином на своей земле. Выбор, делающий нас из бедняков, мечтающих о миллионе, богатыми своей землей, остается за нами и «у нас на это есть еще немного времени».
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Уважаемые читатели сайта «Исламский портал», представляем вашему вниманию правила комментирования на нашем сайте.

1. Запрещаются любые оскорбительные высказывание в адрес ислама и личности нашего Пророка Мухаммада (с.а.в);
2. Не позволяются высказывания оскорбляющие другие религии и сеющие межнациональную и межрелигиозную рознь;
3.Запрещается любая ненормативная и оскорбительная лексика;
4.При комментировании статей и постов, не разрешается переходить на личности. Просим вас высказываться по существу обсуждаемых проблем и тем;
5.Запрещается выкладывать гиперссылки на другие Интернет-ресурсы;
6. Не разрешается в комментариях публиковать большие цитаты и куски чужих текстов. Формулируйте и высказывайте свою точку зрения. Цитирование возможно, однако, в меру.

Редакция «Исламского портала» оставляет за собой право удалять комментарии, которые не соответствуют правилам сайта.

С уважением,
администрация
Islam-portal.ru