• Архив

    «   Июнь 2017   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2 3 4
    5 6 7 8 9 10 11
    12 13 14 15 16 17 18
    19 20 21 22 23 24 25
    26 27 28 29 30    

Заткнись и молись!

Скоро наступит 1 сентября. День знаний, когда дети муфтиев, имамов и «рядовых» мусульман вновь вернутся в школы к изучению научной картины мира, которая помимо прочего предполагает теорию Чарльза Дарвина. Получается очень странная ситуация. С одной стороны, в наших мечетях продаются книги Харуна Яхьи, в пух и прах громящего эволюционную теорию, с другой, все мы миримся с существующей школьной программой и в отличие от креционистов в США ничего не делам, чтобы изменить существующее положение вещей.

Нам известно, что на самом деле человек не обезьяна. Все было по-другому. Бог вылепил человека из глины, затем вдохнул от Духа Своего и глиняный манекен ожил. Так считает любой правоверный мусульманин. Но что это все означает?

Если мы относимся к этой истории просто как к метафоре, повествующей о наличии в человеке двух начал физического и духовного, тогда, что нам мешает относится к понятию эволюции аналогичным образом? В таком случае, процесс творения – это направляемый Богом долгий, поэтапный процесс становления человека от нечто примитивного к чему-то более высокоразвитому. Если же мы настаиваем на буквальном понимании сюжета о сотворении человека, то оно ставит перед нами не менее сложные вопросы о «механике» творения. Поставь мы камеру в момент творения Адама что мы тогда бы запечатлели? Каким образом кусок гончарной глины превращался в разумное существо? Что именно происходило, когда Бог собственноручно (би-айди-хи) лепил первочеловека? Мне кажется, осознать механизм творения, момент соприкосновения Бога/Абсолюта с материей, это гораздо сложнее, чем осознать механизм эволюции. Но если мы клеймим дарвиновскую теорию эволюции как несостоятельную, тогда мы должны предложить другую «механику» творения. А ее у нас нет.

Может статься, что ответ на тайны мироздания будет найден в квантовой теории. Но и здесь не все так просто. Сами ученые не любят заниматься подобными философскими вопросами. Многие из них даже не задумываются над тем, какой физический смысл стоит за их математическими формулами и уравнениями. «Заткнись и вычисляй!» - как это выразил Дэвид Мермин. Но когда парадоксы квантовой физики все-таки попытались офилосовствовать, то на свет родилось аж три интерпретации: копенгагеновская, многомировая и подход согласованных событий. Возникает вопрос: какая из них больше всего согласуется с мусульманским богословием? Мне иногда кажется, что копенгагеновская интерпретация (ныне самая популярная в научном сообществе) ближе к исламскому пониманию природы реальности. По-крайней мере, коллапс волновой функции, процесс декогеренции очень напоминает то, что имам аль-Ашари обозначил термином «касб». Но кто я такой, чтобы выносить суждения на этот счет? Тогда что об этом говорит мировое иджма?

А как мне, как мусульманину, относится к теории суперструн и порожденной ею М-теории? Описываемый в них механизм «порождения» материи – это то, чему учит нас Коран или нечто иное?

Лично я глубоко убежден в том, что основное предназначение религии заключается не в поисках ответы на эти вопросы, не в построении картины мира, а в личном преображении человека. Но не за горами тот день, когда моя дочь будет изучать теорию эволюции. И когда ей, вернувшийся из школы, я скажу, что эта теория не соответствует исламу, она меня несомненно спросит: «А как же тогда, если описывать пошагово, появился человек?». И мне нужно будет как-то ответить.

Абсолютный ноль

В прошедшую пятницу мне довелось совершить молитву в мечети «Энилэр» напротив Российского исламского университета. Ее имам Шавкат Абубекеров во время пятничной проповеди преподнес мне, как преподавателю этого университета, самый настоящий подарок, за который я очень признателен хазрату. В своей проповеди уважаемый хазрат сказал, что существует температура минус 500 градусов. Как говорится: без комментариев. Так совпало, что сразу же после пятничной службы у меня была заключительная лекция по курсу «Наука и религия» для заочного отделения. Если в начале этого курса у некоторых студентов еще был вопрос, для чего мы изучаем данную дисциплину, то теперь он отпал полностью. Более яркую иллюстрацию того, как проповедник, не владеющий научной картиной мира, может попасть впросак и придумать было сложно. Спасибо Шавкат хазрату и всей саудийской системе обучения.

Поскольку наш сайт, возможно, читают и дети, еще не изучавшую физику в школе, скажу, что в природе (так уж Всевышний устроил) температура не может опустится ниже т.н. абсолютного нуля, который равен минус 273,15°С. Утверждать о том, что бывает температура минус 500 градусов – это значит ляпнуть что-то вроде: «Встречаются квадратные звезды». Впрочем, откуда в аравийской пустыне могут быть знания о холоде?

Еще в старших классах, когда я преподавал в мусульманской воскресной школе, меня всегда поражала элементарная безграмотность саудийских богословов и по другим вопросам. Так, например, Мухаммад ибн Джамиль Зину, книги которого в те годы щедро распространяли арабские миссионерские фонды, в одной из своих работ, восхищаясь тем, как мудро Всевышний сотворил организм женщины, писал, что ребенок во время своего развития в утробе матери питается ее месячными и, дескать, поэтому на протяжении беременности они отсутствуют у женщины (данный пост пишу в поезде, для точного цитирования под рукой нет этой книги, если она вообще у меня сохранилась). Обычно я вступаю спор с моими братьями ваххабитами. Однако это один из тех случаев, когда оппонент всю мою работу великолепно проделал за меня. И остается лишь сказать: без комментариев.

Не знаю, брал ли имам мечети «Энилэр» уроки у этого саудийского богослова или нет, но в любом случае, лично я считаю Шавката хазрата незаменимым человеком. Во-первых, говорят, он наизусть зазубрил Св. Коран, а значит может быть очень ценным кадром для какого-нибудь Центра по подготовке хафизов Корана. А, во-вторых, без его проповедей будет сложнее убеждать наших студентов в том, как важно для исламских проповедников, работающих не в Саудии, но в России, хотя бы в общих чертах иметь представление о том, как устроен созданный Всевышним мир. Ведь в школе учились, пожалуй, все прихожане наших мечетей, а многие из них к тому же имеют и высшие образование. Не учитывать это современный проповедник просто не имеет права, ведь ему надо, как минимум, соответствовать уровню своих прихожан.

Однако дело вовсе не в Шавкате Абубекерове. Он очень хороший человек. Правда хороший. Вопрос в другом. По какому пути развивать российское мусульманское богословие? На чем базировать отечественную систему мусульманского образования? Вот о чем на приведенных примерах должен задуматься каждый из нас. И если мы хотим иметь грамотных проповедников ислама, за которых не придется краснеть перед образованными людьми, то мы точно должны учиться и учить не по системе Мухаммада ибн Джамиль Зину и ему подобных. У нас должны быть другие ориентиры. Это главное, что хотелось сказать.

Как, наверное, помнят читатели нашего портала, недавно Шавкат хазрат сделал еще одно громкое заявление о том, что весь огромный массив работ татарских богословов, изданных до революции, не стоит и половины тех книг, что стоят в его небольшом кабинете. Ну что тут скажешь? Звезды бывают квадратными, а температура опускается до минус 500 градусов. Видимо, это и называется абсолютный ноль.

P.S. Срочное объявление! В одну из мечетей г.Казани требуется охранник. Главное требование к соискателю: быть менее образованным, чем имам этой мечети. По этой причине кандидатуры из Российского исламского университета рассматриваться не будут. Имам не любит, когда низовые сотрудники знают больше него.
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Уважаемые читатели сайта «Исламский портал», представляем вашему вниманию правила комментирования на нашем сайте.

1. Запрещаются любые оскорбительные высказывание в адрес ислама и личности нашего Пророка Мухаммада (с.а.в);
2. Не позволяются высказывания оскорбляющие другие религии и сеющие межнациональную и межрелигиозную рознь;
3.Запрещается любая ненормативная и оскорбительная лексика;
4.При комментировании статей и постов, не разрешается переходить на личности. Просим вас высказываться по существу обсуждаемых проблем и тем;
5.Запрещается выкладывать гиперссылки на другие Интернет-ресурсы;
6. Не разрешается в комментариях публиковать большие цитаты и куски чужих текстов. Формулируйте и высказывайте свою точку зрения. Цитирование возможно, однако, в меру.

Редакция «Исламского портала» оставляет за собой право удалять комментарии, которые не соответствуют правилам сайта.

С уважением,
администрация
Islam-portal.ru