
При этом мало, кто обращает внимание на то, что у Курбан байрам есть еще один духовный смысл. Смысл, который связан с явным богословским противоречием. С одной стороны, как все мы знаем, пророк Ибрахим должен был пожертвовать своим сыном в силу обета, данного им задолго до рождения Исмаила. С другой стороны, как мы помним из начального курса исламского вероучения, пророки должны соответствовать определенным требованиям. Обычно их выделяют пять: правдивость (сидк), надежность (амана), проницательность (фатана), безгрешность (исма) и миссионерство (таблиг). Эти качества обязательны для пророка и ни одно из них он не может быть нарушено. Но в день Курбан байрам мы вспоминаем как раз тот случай, когда Всевышний отменил это условие: по Его приказу пророк не сдержал свое слово, не выполнил данный обет. Всевышний Сам не позволил Своему пророку довести начатое до конца. Что бы это могло значить? Только одно: абсолютную ценность человеческой жизни. Пусть лучше пророк не сдержит своего слова, нежели будет пролита хотя бы капля человеческой крови. Таков великий урок великого праздника.