• Архив

    «   Сентябрь 2017   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30  

Муфтий – не авторитет!

Очень часто приходится быть свидетелем того, как мусульмане обвиняют российских муфтиев в низком уровне их богословских знаний. Вне зависимости от справедливости таких обвинений, стоит сказать, что они не совсем корректны. И причиной тому – семантические фокусы языка.

Любой язык заимствуя то или иное слово часто трансформирует его значение. В результате, один и тот же словесный сосуд в контексте двух культур может быть заполнен разным смысловым содержанием. Например, в татарском «фатиха» часто означает не первую суру Корана, а благословение, «тахарат» – не малое ритуальное омовение, а подмывание. Аналогичная трансформация произошла и со словом «муфтий». В арабском «муфтий» – тот, кто выносит фетвы (т.е. дает богословские ответы на вопросы мусульман). Другими словами, это религиозный авторитет. В российско-татарской же традиции «муфтием» называли председателя Духовного управления мусульман (Магометанского духовного собрания). А муфтий в арабском значении по-татарски обозначается словом «фәтваче». Поэтому российский муфтий не обязан быть религиозным авторитетом, ибо он по сути администратор, топ-менеджер, что-то вроде министра по делам мусульман. Не случайно, в царской России муфтии, среди которых, кстати, были и светские деятели (Салим-Гирей Тевкелев, Мухамедьяр Султанов), состояли на содержании у государства, т.е. как чиновники получали оклад. 

Конечно, муфтий может быть и фәтваче, так сказать соединить в себе «духовную» и «светскую» власти, т.е. быть одновременно и администратором, и духовным лидером. Такое возможно и не раз было в российской истории (напр., Галимжан Баруди).

Непонимание той смысловой трансформации, которая произошла со словом «муфтий» толкает некоторых мусульман на то, чтобы выдвигать к председателям духовных управлений мусульман требования, предъявляемые к фәтваче. Правда, подобным нападкам способствуют и сами муфтии, претендуя на то, чтобы быть муфтиями в арабском понимании этого слова. Впрочем, нельзя отказывать им в подобном праве. Данные претензии вполне обоснованны. При чем обоснованны прямо пропорционально количеству (качеству) изданных ими фетв.
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Уважаемые читатели сайта «Исламский портал», представляем вашему вниманию правила комментирования на нашем сайте.

1. Запрещаются любые оскорбительные высказывание в адрес ислама и личности нашего Пророка Мухаммада (с.а.в);
2. Не позволяются высказывания оскорбляющие другие религии и сеющие межнациональную и межрелигиозную рознь;
3.Запрещается любая ненормативная и оскорбительная лексика;
4.При комментировании статей и постов, не разрешается переходить на личности. Просим вас высказываться по существу обсуждаемых проблем и тем;
5.Запрещается выкладывать гиперссылки на другие Интернет-ресурсы;
6. Не разрешается в комментариях публиковать большие цитаты и куски чужих текстов. Формулируйте и высказывайте свою точку зрения. Цитирование возможно, однако, в меру.

Редакция «Исламского портала» оставляет за собой право удалять комментарии, которые не соответствуют правилам сайта.

С уважением,
администрация
Islam-portal.ru