
Порой кажется, что авторы учебных книг по фикху и преподаватели этого предмета рассчитывают на ту силу памяти у студентов, чудо которой описал в приведенном отрывке известный отечественный арабист. Казуальная разветвленность вопросов фикха (мусульманского права) достигает у них иной раз таких немыслимых пределов, что без сверхпамяти просто не обойтись. Словно они изо всех сил стремятся стать могильщиками идеи о том, что Ислам являет собой простой и ясный путь к Богу.
Сказанное можно продемонстрировать на примере правил, связанных с нарушением поста. Как известно, есть два вида постных нарушений. В первом случае, необходимо лишь восполнить нарушенный день, во втором – еще и совершить искупительное действие (каффара). Соответствующие списки нарушений разрастаются, порой, до невообразимых масштабов. Так, некоторые современные авторы насчитывают свыше пятидесяти (!) случаев нарушения поста без последующего каффарата.
Подобная казуальная разветвленность становится излишней если понимать логику Шариата. А она в нашем случае неразрывно связана с предназначением поста. Пост был предписан, чтобы помочь человеку обуздать в себе две страсти: чревоугодие и любострастие. Именно вокруг них выстраиваются все постные запрета. «Пост нарушает то, что входит», как лаконично говорил об этом Пророк. Поэтому если нарушение поста было грубым, то надлежит его восполнять вместе с искуплением (каффара), если же нарушение было негрубым, то необходимо восполнить лишь один нарушенный день. Разница между грубым и негрубым нарушением поста заключается в том, что в первом случаем одна из двух страстей удовлетворяется полным образом и без какого-либо оправдания, а во втором соответственно – либо неполным (неестественным) образом, либо с неким оправданием. Все очень просто.
Теперь эту сжатую мысль легко разворачивать применительно к многочисленным случаям нарушений поста. Если быть кратким, то к не грубому его нарушению относится: 1. принятие того, что нельзя признать пищей или приравнять к ней (либо в силу малого объема, либо непригодности для употребления), 2. удовлетворение половой страсти вне коитуса и 3. обоснованное разговение (предусмотренного Шариатом послабления, разговение по ошибке, небрежности или несоблюдение постных запретов по незнанию), а также одно исключение из общей логики: 4. провоцирование обильной рвоты. К грубым нарушениям относится: 1. принятие в достаточном объеме того, что пригодно к употреблению, 2. (полноценная) интимная близость 3. необоснованное разговение (т.е. когда нет соответствующего шариатского послабления и когда человек нарушает постный запрет, полностью осознавая недопустимость своего проступка и тем не менее желая его совершить). Как видим, логика Шариата сохраняется во всех случаях.