• Архив

    «   Октябрь 2017   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
                1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31          

Правда о мусульманском посте

«В крохотной деревушке на Ливане у скромного школьного учителя, – писал о своем путешествии по Востоку академк И.Крачковский, – я обнаружил случайно полный подбор арабских национальных словарей и вообще старой и новой грамматической арабской литературы. Это еще неудивительно, так как учитель был большой любитель и знаток такого рода произведений. Однако гораздо удивительнее, что всю эту литературу он знал наизусть, и, пожалуй, самое удивительное то, что он был слеп от рождения и запомнил все эти книги на слух после прочтения ему раза два. Проверяя его в разных местах по 20-томному словарю «Лисан аль-Араб» (Язык арабов) я впервые ясно понял, как слепой Абу-ль-Аля мог запомнить случайно прослушанное им письмо на неизвестном языке».

Порой кажется, что авторы учебных книг по фикху и преподаватели этого предмета рассчитывают на ту силу памяти у студентов, чудо которой описал в приведенном отрывке известный отечественный арабист. Казуальная разветвленность вопросов фикха (мусульманского права) достигает у них иной раз таких немыслимых пределов, что без сверхпамяти просто не обойтись. Словно они изо всех сил стремятся стать могильщиками идеи о том, что Ислам являет собой простой и ясный путь к Богу.

Сказанное можно продемонстрировать на примере правил, связанных с нарушением поста. Как известно, есть два вида постных нарушений. В первом случае, необходимо лишь восполнить нарушенный день, во втором – еще и совершить искупительное действие (каффара). Соответствующие списки нарушений разрастаются, порой, до невообразимых масштабов. Так, некоторые современные авторы насчитывают свыше пятидесяти (!) случаев нарушения поста без последующего каффарата.

Подобная казуальная разветвленность становится излишней если понимать логику Шариата. А она в нашем случае неразрывно связана с предназначением поста. Пост был предписан, чтобы помочь человеку обуздать в себе две страсти: чревоугодие и любострастие. Именно вокруг них выстраиваются все постные запрета. «Пост нарушает то, что входит», как лаконично говорил об этом Пророк. Поэтому если нарушение поста было грубым, то надлежит его восполнять вместе с искуплением (каффара), если же нарушение было негрубым, то необходимо восполнить лишь один нарушенный день. Разница между грубым и негрубым нарушением поста заключается в том, что в первом случаем одна из двух страстей удовлетворяется полным образом и без какого-либо оправдания, а во втором соответственно – либо неполным (неестественным) образом, либо с неким оправданием. Все очень просто.

Теперь эту сжатую мысль легко разворачивать применительно к многочисленным случаям нарушений поста. Если быть кратким, то к не грубому его нарушению относится: 1. принятие того, что нельзя признать пищей или приравнять к ней (либо в силу малого объема, либо непригодности для употребления), 2. удовлетворение половой страсти вне коитуса и 3. обоснованное разговение (предусмотренного Шариатом послабления, разговение по ошибке, небрежности или несоблюдение постных запретов по незнанию), а также одно исключение из общей логики: 4. провоцирование обильной рвоты. К грубым нарушениям относится: 1. принятие в достаточном объеме того, что пригодно к употреблению, 2. (полноценная) интимная близость 3. необоснованное разговение (т.е. когда нет соответствующего шариатского послабления и когда человек нарушает постный запрет, полностью осознавая недопустимость своего проступка и тем не менее желая его совершить). Как видим, логика Шариата сохраняется во всех случаях.
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Уважаемые читатели сайта «Исламский портал», представляем вашему вниманию правила комментирования на нашем сайте.

1. Запрещаются любые оскорбительные высказывание в адрес ислама и личности нашего Пророка Мухаммада (с.а.в);
2. Не позволяются высказывания оскорбляющие другие религии и сеющие межнациональную и межрелигиозную рознь;
3.Запрещается любая ненормативная и оскорбительная лексика;
4.При комментировании статей и постов, не разрешается переходить на личности. Просим вас высказываться по существу обсуждаемых проблем и тем;
5.Запрещается выкладывать гиперссылки на другие Интернет-ресурсы;
6. Не разрешается в комментариях публиковать большие цитаты и куски чужих текстов. Формулируйте и высказывайте свою точку зрения. Цитирование возможно, однако, в меру.

Редакция «Исламского портала» оставляет за собой право удалять комментарии, которые не соответствуют правилам сайта.

С уважением,
администрация
Islam-portal.ru