
И коль скоро речь зашла об «исламской церкви», то попробуйте ответить еще на один вопрос: «Почему мусульманские мечети украшены арабской вязью, в первую очередь, цитатами из Св. Корана, а христианские церкви – иконами и многочисленными изображениями живых?» Если вы знаете ответ на это вопрос, то для вас ошибочность сравнения Рождества Христова с Мавлидом будет очевидной. А если нет, то, скорее всего, декорирование исламских храмов арабской графикой вы, как и большинство мусульман, объясните через исламский запрет на изображение всего живого.
Для того, чтобы не уклоняться от главной темы, в рамках данного поста я не буду погружаться в дискуссию о том, действительно ли существует такой запрет в исламе и как с богословской точки зрения следует правильно его понимать. Речь о другом. Увязывать декорирование мечетей арабской вязью с данным запретом отчасти верно. Однако подобное толкование является неполноценным. Неполноценным в том смысле, что в нем объяснение дается через отрицание (отрицание иконопочитания как разновидности идолопочитания), т.е. с оглядкой на другого, но не через утверждение чего-то своего, собственно исламского.
Итак, в чем же все дело? Как всем хорошо известно, в исламе Св. Коран занимает центральное, основополагающее место. Однако в христианстве его аналогом является не Евангилие (житие Христа), как считают многие мусульмане, а сам Иисус Христос (в его христианском понимании). И вот почему. Коран есть вечное Слово Бога, ставшее Книгой. Христос (повторюсь: в христианском понимании) – это также вечное Слово Божье, только воплотившееся в человеке. Другими словами, и Коран, и христианский Иисус – это по сути одно и тоже: земная форма бытования вечного Слова Божьего, извечного Логоса. Именно это во многом объясняет то, как верующие обеих конфессий украшают свои храмы. Ведь что такое Иисус? Это образ. Поэтому церкви украшены преимущественно иконографией, образами. А что такое Коран? Это речь. Поэтому мечети декорированы в основном каллиграфией, словами. Разные сосуды, но одно внутреннее наполнение.
И коль скоро христианский Иисус и мусульманский Коран являются смысловыми аналогами, то параллелью Рождества Христова в исламе будет не Мавлид, а Ляйлят аль-кадр. Ведь именно «Величественная ночь» ознаменовала собой начало земного бытования вечного слова Божьего. И именно это же празднуют христиане в ночь Рождества Христова.